Зюзинский районный суд г. Москвы вынес обвинительный приговор по уголовному делу в отношении 14 участников преступного сообщества - жителей столичного региона в возрасте от 33 до 55 лет Асмат Джанашиа, Людмилы Хаповой, Максима Сорокина, Гильберта Шахбазяна, Максима Панова, Алексея Денисенкова, Светланы Прохоровой, Ирины Михеевой, Нелли Слукиной, Евгении Бельдягиной, Анатолия Лысенко, Вячеслава Можина, Александра Савельева, Андрея Шарова. В зависимости от роли и степени участия они осуждены за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 210 УК РФ (организация и участие в преступном сообществе), п. «а,б» ч. 2 ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство, совершенное организованной группой, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере), ч. 4 ст. 272 УК РФ (неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, повлекший ее модификацию, создавший угрозу наступления тяжких последствий, с причинением крупного ущерба, совершенный организованной группой).
Установлено, что деятельность преступного сообщества осуществлялась на территории различных продовольственных рынков столицы и заключалась во внесении изменений в «электронную контрольную ленту защищенную» (ЭКЛЗ), применяемую в контрольно-кассовой технике (кассы, ККТ), что привело к несоответствию ЭКЛЗ установленным требованиям, обеспечивающим некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт, в целях правильного исчисления налогов.
Так, по разработанному лидерами и руководителями преступного сообщества плану, в период с 2012 года по июнь 2018 года (когда преступная деятельность была пресечена), участники преступного сообщества регистрировали в качестве индивидуальных предпринимателей подставных лиц, как правило, ведущих ассоциальный образ жизни, для получения учредительной документации индивидуального предпринимателя.
В дальнейшем от имени фиктивных предпринимателей оформлялись на участников организованной группы нотариальные доверенности, предоставляющие право на осуществление предпринимательской деятельности от имени индивидуального предпринимателя.
Затем, участники преступной группы предоставляли лицам, планирующим заниматься предпринимательской деятельностью, но не желающим оформлять себя в качестве ИП, вести и сдавать отчетность, регистрировать ККТ и осуществлять иные действия, предусмотренные законом, в аренду модифицированный ККТ (кассовый аппарат), копии учредительных документов и доверенностей, на условиях оплаты аренды в сумме от 5 тыс. рублей ежемесячно за кассовый аппарат «старого образа» и до 10 тыс. рублей ежемесячно за кассовый аппарат «нового образца».
Арендная плата за кассовые аппараты ежемесячно собиралась участниками преступного сообщества, осуществляющими курьерские функции согласно отведенным преступным ролям, а также бухгалтерами из числа участников группы, в виде наличных денежных средств или путем безналичных денежных переводов на дебетовые банковские карты членов группы.
Банковские карты, на которые происходило зачисление денежных средств за пользование ККТ, оформлялись на сторонних лиц, из числа окружения членов организованной группы, и после их зачисления обналичивались и распределялись среди членов организованной группы.
Действия участников организованного преступного сообщества в части осуществления незаконной предпринимательской деятельности были сопряжены с извлечением дохода в размере более 120 млн рублей.
С учетом позиции государственного обвинителя Зюзинской межрайонной прокуратуры суд приговорил Джанашиа к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, Сорокина и Шахбазяна каждого к 8 годам 6 мес. лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, Хапову – к 8 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима, Денисенкова – к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Панова, Прохорову и Михееву каждого к 4 годам 6 мес. лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Слукиной, Бельдягиной, Лысенко, Савельеву Можину и Шарову суд назначил наказание в виде лишения свободы условно на сроки от 2 лет 6 мес до 4 лет, с различными испытательными сроками.
Приговор в законную силу не вступил.