НовостиНовости коронавируса COVID-19

Виртуальная нормальность: как VR-технологии помогают удаленной коллективной работе

22 июня 2020г. 14:38

Пандемия коронавируса стала мощным стимулом к развитию цифровых инструментов для удаленной работы, однако большинство таких сервисов не создают эффекта присутствия и личного взаимодействия, которые в рабочем процессе порой необходимы. Эту задачу решает виртуальная реальность (VR) ? одна из сквозных (то есть охватывающих не одну отрасль) технологий нацпроекта "Цифровая экономика". Портал "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является информационное агентство ТАСС, выяснил, в чем преимущества?VR?для удаленной работы и почему технологию не используют повсеместно.

Удаленное присутствие

Как отмечают опрошенные порталом эксперты и участники рынка, вынужденный переход на удаленную работу однозначно повысил интерес к VR с точки зрения инструмента проведения онлайн-конференций и презентаций. По словам генерального директора компании VR Concept (разрабатывает виртуальные прототипы для обучения и работы в виртуальной реальности) Дениса Захаркина, текущая ситуация показывает, что для решения некоторых бизнес-задач обычной видеоконференции недостаточно ? не хватает вовлеченности и изобразительности. Кроме того, видеоконференции или совещания со множеством участников и, следовательно, с большим количеством окон на экране не дают такого контакта.

"Количество обращений с запросами на решения конференций в виртуальной реальности возросло в разы", ? подтверждает генеральный директор лаборатории интерактивной графики United 3D Labs Дмитрий Ватулин.

Директор студии BlackVR (создает продукты для взаимодействия с виртуальной, дополненной и смешанной реальностями) Павел Иванов в свою очередь отмечает рост спроса на онлайн-мероприятия с использованием инструментов виртуальной реальности и VR-презентации. "Что касается конференций, то многие хотят разработать решение, которое позволит создать эффект присутствия. При этом, как мы видим, пока крупные организаторы не всегда хотят монетизировать свои онлайн-мероприятия ? скорее, для них важно само его проведение и привлечение аудитории", ? говорит Иванов.

А вот VR-презентации интересны в основном крупным компаниям, которые в том числе используют виртуальную реальность для тимбилдингов и переводят свои корпоративные игры в онлайн.

Уже есть и первые примеры проведения крупных конференций с использованием VR. По словам президента Modum Lab (разрабатывает иммерсивные продукты для бизнеса и образования) Дмитрия Кириллова, в апреле одна из крупнейших мировых конференций по виртуальной реальности Laval Virtual была частично проведена в VR-формате, на одной виртуальной площадке собиралось свыше 1,5 тыс. человек. "Качество такого контента пока что было очень далеко от совершенства, и мнения пользователей относительно идеи организаторов мероприятия разделились на ?за? и ?против?, ? говорит Кириллов. ? Однако это большой шаг вперед, решение вопросов, связанных с дистанционным взаимодействием большого количества людей в условиях жестких ограничений".

В России пока не замахиваются на столь масштабные мероприятия, но и отставать не намерены. Так, например, Московская торгово-промышленная палата (МТПП) в апреле организовала первую деловую VR-выставку ? "Фестиваль франшиз 2020". А организаторы конференции Startup Village 2020 перенесли в виртуальную реальность стенды партнеров и выставку стартапов, отмечает Захаркин из VR Concept.

Все же не Zoom

Тем не менее эксперты не спешат предрекать популяризацию VR-решений для презентаций и конференций.

Так, по словам руководителя направления "Виртуальная и дополненная реальность, технологии геймификации" IT-кластера фонда "Сколково" Алексея Каленчука, пандемия является очень ярким, но среднесрочным стимулом для развития технологий, в том числе VR.

"Действительно, для VR открылись огромные перспективы и предпосылки для развития, даже более веские, чем для традиционных инструментов видеоконференций", ? констатирует Каленчук.

Вместе с тем широкое распространение VR сдерживают объективные факторы.

Во-первых, ничтожно малое число VR-устройств на руках у пользователей. А во-вторых, ложные стереотипы о VR (например, многие видят в VR только инструмент для развлечения, а не для решения бизнес-задач), снижающие уровень принятия технологии.

Кириллов из Modum Lab в свою очередь обращает внимание на то, что функциональных VR-решений для удаленной работы на рынке тоже немного, поскольку до карантина интерес к таким проектам был небольшой.

"Мы получили картину, когда вроде бы очень благоприятная для VR-рынка ситуация, но при этом необходимы инвестиции для оперативной разработки актуальных приложений", ? рассказывает руководитель отдела развития и инноваций платформы для VR-проектов Varwin Виталий Степанов. При этом инвестиций как раз и не хватает, добавляет он.

Таким образом, эффект от возникшего импульса для VR-технологий едва ли будет столь же массовым, как, например, для сервиса видеоконференций Zoom или более привычных инструментов удаленной работы, резюмирует Каленчук. Но более нишевые сервисы, разрабатываемые для решения конкретных задач заказчика, и гибридные инструменты (объединяют виртуальную ? VR ? и дополненную ? AR ?? реальности, и либо частично дополняют восприятие окружающей обстановки, либо полностью ее видоизменяют) будут расти в ускоренном режиме, считает он.

Тренинг на Марсе и аватар банана

Одно из ключевых преимуществ VR ? способность на расстоянии создать эффект присутствия и близости людей, их личного контакта.

Ватулин из United 3D Labs сравнивает VR-конференции с театральным действием: "В большинстве случаев театральные декорации не могут сравниться по точности и реалистичности с компьютерными визуальными эффектами кинофильмов. Но для театральных зрителей гораздо важнее сопереживание актеру, понимание, что этот живой человек находится в нескольких метрах от тебя. В VR в какой-то степени схожая ситуация".

И хотя на сегодняшний день картинка по видеосвязи реалистичнее виртуальных аватаров (цифровой образ пользователя в виртуальной реальности ? прим. ред.), признает Ватулин, однако ощущение близости коллег и единого пространства общения сильнее в VR.

VR больше вовлекает в процесс, поясняет Захаркин из VR Concept, а на массовых конференциях позволяет человеку почувствовать свою причастность к происходящему, так как можно увидеть всех участников мероприятия, просто оглядываясь вокруг, или перемещаться по площадке, взаимодействуя с коллегами.

В свою очередь участники подобных VR-мероприятий могут использовать различные инструменты для групповой работы или голосования, специальные флипчарты, делиться на группы и обсуждать идеи, говорит президент НТС Vive по России, СНГ, странам Балтии и Израилю Андрей Кормильцев. Причем в рамках VR-конференции каждый участник должен быть в VR-шлеме ? это обеспечивает погружение в работу и концентрацию без отвлечения на внешние факторы, поясняет Кормильцев.

Еще один немаловажный плюс VR ? возможность создать любое пространство для мероприятия: от лектория до музея или пляжа, и даже организовать конференцию в космосе.

"Фактически VR-конференции ? это виртуальные студии. Вы можете зажечь огонь на столе или добавить практически любую графику, необходимую для создания атмосферы и продакшена конференции", ? рассказывает Каленчук из "Сколково". Для достижения необходимого эффекта можно добавить любые объекты, в том числе несуществующие, и даже поменять гравитацию, свойства воздуха или воды.

По словам эксперта, участник также может выбрать себе любой аватар: "Вы можете быть максимально формальным ? в костюме и пиджаке ? или неформальным. А если вы хотите пойти на VR-вечеринку, возьмите аватар банана, робота, пакета молока или губки ? будет очень забавно".

VR обладает и чисто техническими преимуществами, отмечает Ватулин из United 3D Labs.

Во-первых, возможность совместной работы над трехмерными объектами, в частности 3D-моделями в системах автоматизированного проектирования зданий, машин или приборов. "Возможность обойти объект, разглядеть его со всех сторон и, главное, обратить внимание коллег на скрытые детали и обсудить их ? все это существенно увеличивает эффективность совместной работы", ? говорит эксперт.

Во-вторых, у VR существенно более низкие требования к коммуникационным каналам, так как в случае виртуальной реальности нет необходимости передавать ресурсоемкое видеоизображение. Достаточно передать информацию о перемещении, мимике и жестах аватаров в виртуальной сцене (совсем небольшой объем информации), а все остальное достроит уже пользовательский компьютер, поясняет Ватулин.

По словам Степанова из Varwin, виртуальные шоурумы позволяют не только смотреть, но и взаимодействовать с объектом презентации на сцене. "Такие презентации обычно досматривают до конца", ? утверждает Иванов из BlackVR. А в условиях пандемии виртуальный показ является оптимальным решением, особенно если необходимо представить крупный объект ? дом, яхту, самолет и т. д.

Генеральный директор компании-разработчика LikeVR Юрий Слатин называет и другие достоинства VR ? экономию времени и денег, которые уходят на организацию офлайн-мероприятия. "Для VR-встреч и конференций нужен лишь шлем виртуальной реальности, а сами пользователи могут находиться в любой точке мира, также взаимодействуя друг с другом и обстановкой, как они бы делали это в реальном мире. VR-среда позволяет это делать", ? констатирует эксперт.

Отечественные разработчики в тренде

По словам Каленчука из "Сколково", продукты многих российских компаний либо уже сейчас подходят для многопользовательских конференций, либо дорабатываются для этих целей.?По оценке Иванова из BlackVR, можно выделить примерно 30 компаний, которые создают среды для взаимодействия и сотрудничества в VR. Причем в России есть как решения для VR-встреч на основе зарубежных продуктов, так и полностью отечественные разработки.

Пресс-служба НТС VIVE

Но пока большинство экспертов единодушны ? рынок VR-конференций лишь зарождается, причем не только в России, но и во всем мире. "С одной стороны, есть множество как стартапов, так и крупных известных компаний, работающих над такими решениями, с другой ? во многом они еще очень сырые", ? отмечает Ватулин из United 3D Labs.

"Когда мы затрагиваем виртуальные собрания, мы все же пока больше говорим про огромное поле для экспериментов, большинство существующих проектов еще нельзя назвать готовым инструментом", ? уточняет Кириллов из Modum Lab. По его словам, на рынке присутствуют в основном точечные решения, подходящие под конкретные бизнес-задачи клиентов.

Тем не менее компании, среди них и отечественные, активно ищут пути для развития в этом направлении, подстегиваемые в том числе и текущей ситуацией.

Например, Modum Lab разработала проект для удаленного взаимодействия сотрудников "Коллаборативные пространства". Инструмент позволяет проводить лекции и онлайн-переговоры в виртуальном пространстве, работать с 2D- и 3D-контентом, визуализировать информацию, настраивать права для каждого из участников, составлять отчеты, переводя речь собеседника в текст. "Заходить" в виртуальные комнаты пользователи могут с помощью VR-очков или персональных компьютеров. "Понятно, что все это можно делать не только в VR, но именно виртуальная реальность заставляет людей лучше чувствовать друг друга, ощущать сопричастность к происходящему, чувствовать групповую динамику. Теперь, находясь в условиях карантина, мы все понимаем, как это на самом деле важно", ? говорит президент компании Кириллов. Пока это экспериментальный проект, но бизнес уже проявляет к нему интерес, добавляет он.

Кроме того, у Modum Lab есть совместный проект с банком ВТБ ? VR-ипотека. С помощью этого инструмента застройщик может проводить виртуальные экскурсии по еще не достроенным объектам сразу нескольким потенциальным клиентам. Сервис позволяет также проводить ипотечные сделки онлайн.

VR Concept разработала инструмент для удаленной коллективной работы инженеров на объекте, позволяющий чувствовать его масштабы и объем. "Например, промышленные компании проводят технические советы в VR, обсуждая проектируемый объект, находясь внутри него или рядом в масштабе один к одному", ? уточняет гендиректор компании Захаркин. Компания уже сотрудничает с "Газпром нефтью", "Центром инновационного развития ?Синара ? транспортные машины?" и БГТУ им. В. Г. Шухова.

LikeVR в свою очередь представила "виртуальный офис" ? инструмент позволяет создать виртуальную модель всего рабочего и не только пространства с сохранением планировки и дизайна. В VR-офисе можно проводить встречи, переговоры, презентации, обучающие семинары, тренинги и конференции для сотрудников или клиентов.

Источник: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/virtualnaa-normalnost-kak-vr-tehnologii-pomogaut-udalennoj-kollektivnoj-rabote