Российские власти объявили на днях о подготовке общенационального плана восстановления экономики, посвященного в основном решению наиболее острых социальных проблем, в частности вопросов безработицы и поддержки малого и среднего бизнеса. Документ пока не обнародован и находится в стадии доработки, однако в распоряжении портала "Национальные проекты. Будущее России", оператором которого выступает?ТАСС, имеется его актуальная версия. Треку "Наука" в 40-страничном файле уделен лишь небольшой абзац, который отражает наиболее актуальные для отрасли задачи и во многом развивает ключевые параметры одноименного национального проекта. Корреспондент портала вместе с экспертами разбирался в актуальности готовящихся мер и изучал расстановку акцентов в документе.
Ставка на генетику и не толькоВ числе приоритетных направлений развития научно-исследовательской деятельности нацпроекта "Наука" фигурируют генетические технологии и сельское хозяйство. Проект также предполагает обновление приборной базы в ключевых научных лабораториях не менее чем на 50%. Эти задачи нашли отражение и в общенациональном плане восстановления экономики России. Документ предлагает обеспечить поддержку проектов по разработке отечественных приборов и оборудования в области генетических технологий и создание молодежных исследовательских коллективов в этой сфере, а также реализацию льготной лизинговой программы обновления селекционной техники и оборудования для научных и образовательных организаций сельскохозяйственного профиля.
Есть в плане и своеобразные ответы на просьбы бизнеса и научного сообщества о поддержке в сложившихся сегодня условиях. В частности, в нем фигурирует компенсация части расходов инвесторов на инфраструктуру центров R&D (НИОКР) и лабораторий, создаваемых на территории кампусов исследовательских университетов и научно-образовательных организаций. Последний в текущей версии документа "научный" пункт посвящен разработке и внедрению безопасных и эффективных вакцин от потенциально опасных для человека инфекций.
"Фактически в описанных тезисах речь идет о приоритетном развитии генных технологий. С одной стороны, это действительно выглядит шагом в будущее, ведь они дают надежду на излечение от ряда болезней, в том числе онкологических и орфанных (редких. - прим. ред.), и содержат в себе потенциал для ликвидации голода, который, как считается, затронул по крайней мере каждого десятого жителя планеты", - комментирует заместитель заведующего лабораторией анализа показателей здоровья населения и цифровизации здравоохранения МФТИ Станислав Отставнов.
Однако ожидать сверхбыстрой отдачи от вложений, по мнению эксперта, не стоит, ведь до создания коммерчески востребованных разработок необходимо как минимум осуществить комплекс фундаментальных и прикладных исследований.
"К сожалению, мы вспоминаем о том, что у нас есть вирусология и генетика, только после прихода пандемии. Но вероятность вирусологической угрозы не сойдет на нет, она была и останется. Регулярно происходят опасные мутации, приводящие к эпидемиям. И коронавирус стал наиболее красочной иллюстрацией данной природной угрозы", - отмечает руководитель лаборатории геномной инженерии МФТИ Павел Волчков.
Эксперт отмечает, что в плане финансовой поддержки большие надежды сообщество возлагает на госпрограмму развития генетических технологий, которая тесно перекликается с вирусологией и иммунологией. "Но нам необходимо извлечь текущие уроки и системно переосмыслить все действия, в том числе по разработке вакцин и препаратов, что предоставит нам возможность не тушить угли сгоревшего дома, а быть готовыми к предотвращению возможных угроз в будущем. Для этого необходимо создать и поддержать сильные институты, научные центры, которые смогут оперативно разработать необходимые меры терапии и диагностики", - уверен эксперт.
Вместе с тем, по мнению Отставнова, чрезмерное смещение приоритетов в сторону генных технологий видится не вполне рациональным веянием. "Везде и всегда нужен баланс. Бесспорно, вектор на развитие генных технологий является правильным, однако он не является единственно возможным. Хочется верить, что отечественные технологии будут востребованы как в данном направлении, так и во множестве других", - полагает ученый.
Кооперация науки и медицины"Явно прослеживается связь между нацпроектом "Наука" и нацпроектом "Здравоохранение", - отмечает заведующая лабораторией постгеномных исследований и руководитель ЦКП "Геном" Института молекулярной биологии имени В.А. Энгельгардта РАН, руководитель группы молекулярно-генетического тестирования МНИОИ имени П.А. Герцена Анна Кудрявцева.
По ее словам, проект, в котором медики и биологи совместно и на равных условиях разрабатывали бы подходы к решению общих задач, можно встретить достаточно редко. "С моей точки зрения, нужно разработать комплекс мер по стимулированию партнерства научных и медицинских организаций, а также для формирования более тесных контактов между двумя соответствующими министерствами. Это триггер более быстрого профессионального роста обеих сторон и залог укрепления экономики России", - отмечает Кудрявцева.
При этом особенно заметна роль взаимодействия науки и медицины именно в генетике, уверена собеседница портала. "Многие молекулярно-генетические тесты можно делать только в формате научных исследований. Одним из таких исследований является секвенирование генома или экзома человека. Пока эта услуга не может выполняться легально с выдачей медицинского заключения, врачи формально не имеют права назначать пациенту специфическое лечение. А зачастую причины какого-либо синдрома не могут быть установлены другими методами", - рассказывает эксперт.
Без врачей невозможно правильно описать фенотипические особенности человека и клинические характеристики заболевания при организации работы геномного центра, а без ученых достаточно сложно провести грамотный анализ данных и их интерпретацию.?
"Изящным решением проблемы, связанной с невозможностью получить регистрационное удостоверение на реагенты для секвенирования геномов и экзомов человека, могло бы быть делегирование права выдавать медицинские заключения геномному центру как своего рода центру компетенций. Таким образом, интеграция врачей и ученых обеспечила бы мощный рост в обеих областях и даже эффект синергии", - уверена Кудрявцева.
Дефицит пипеток и инвестиции в новые разработки"В настоящее время остро не хватает пластика, применяемого для лабораторных исследований, - наконечников для пипеток, так как в связи с эпидемиологической ситуацией большие партии во всем мире расходуются для анализов на COVID-19, создается дефицит такой продукции", - рассказала порталу заведующая кафедрой экономической теории Уфимского государственного авиационного технического университета профессор Ирина Дегтярева. По ее словам, на сегодняшний день львиная доля научных и лабораторных исследований осуществляется на базе импорта.
Импортозависимость особенно ощущается на фоне колебания валютных курсов, так как вслед за падением рубля резко возрастает стоимость материалов для проведения исследований. "Для восстановления экономики следует провести системный анализ, наметив дорожную карту потенциального развития отечественного промышленного производства в стратегически важных отраслях", - полагает собеседница портала.
Получить действительно новые знания можно лишь на самом современном оборудовании с повышенной производительностью, считает Анна Кудрявцева. При этом, по ее словам, разработка такого оборудования крайне затратный процесс, который далеко не всегда окупается, а срок жизни новой технологии на рынке становится все короче.?
"Если мы сейчас беремся за то, что уже есть на рынке генетических технологий, то к моменту готовности прибор будет уже год-два как неактуален. Я считаю более эффективным вкладываться в новые технологии, в те, которые позволят на следующем этапе через несколько лет создать собственные уникальные приборы, а не в создание отечественных аналогов сложного оборудования иностранных производителей. Именно такая стратегия обеспечит рост экономики в среднесрочной перспективе и преимущество России на международной арене, а не роль вечно догоняющих", - говорит она.
Дополнить нацпроект и укрепить сотрудничествоПредлагаемые планом восстановления экономики России меры стоит расширить и затем включить в национальный проект "Наука", полагает?проректор по научной работе и инновациям Томского политехнического университета Мехман Юсубов.
"Пандемия показала, что необходимо поддерживать проекты по разработке отечественных приборов и оборудования не только в области генетических исследований. Стоит говорить о медицинском оборудовании вообще", - считает он. Такими производствами, по мнению Юсубова, могут быть и небольшие предприятия, которые производят самые необходимые изделия, например медицинские маски и дезинфицирующие средства, ведь они нужны всегда.
"Жизнь не стоит на месте, и самая хорошая программа не может предвидеть всех будущих событий", - уверена Ирина Дегтярева.
По ее мнению, нацпроект "Наука" необходимо скорректировать в сторону поддержки и финансирования развития собственного производства на базе имеющихся отечественных предприятий, а также инвестиций в создание новых инновационных и наукоемких производств.
Однако поддержка развития собственной приборной базы не единственный аспект, которому, по мнению экспертов, государству следует уделить внимание. В частности, по мнению заведующей кафедрой биологии и общей генетики Медицинского института РУДН профессора Мадины Азовой, для восстановления экономики и развития научно-технического потенциала России недостаточно создания 15 научно-образовательных центров мирового уровня, заложенных в нацпроекте. "Необходимо не такие точечные решения принимать, а в принципе сделать постоянной связку вузов и научных организаций, причем таким образом, чтобы это было необходимым для обеих сторон", - отмечает она.
Решить проблему среднего возрастаВозвращение престижа науки и статуса ученого в обществе - одна из ключевых задач, которую следует решать на государственном уровне, уверена Дегтярева. Для этого, по ее мнению, нужно разработать госпрограмму комплексного предоставления материально-технической базы, которая обеспечила бы полноценную работу таких специалистов.
В свою очередь, Кудрявцева полагает, что сегодня молодежь охотно идет в науку и имеет немало мер государственной поддержки, тогда как удержать в отрасли специалистов среднего возраста - задача более актуальная.
"Мы проделали огромную работу, привлекая в науку молодежь и возвращая престиж профессии. Образ ученого в растянутом свитере и рваных носках давно в прошлом. Наступил момент, когда стоит подвести промежуточный итог и подрегулировать систему. Поддержка молодежи - это отличная стратегия, но в итоге она породила ситуацию, когда перешагнувшие 35?40-летнийрубеж исследователи в расцвете карьеры остаются почти без шанса продолжать заниматься наукой", - считает Кудрявцева.
По ее словам, исследователи среднего возраста уже не имеют тех финансовых инструментов, которые распространяются на молодых специалистов, но еще не способны тягаться в общем конкурсе с маститыми учеными, академиками и профессорами.
"Можно частично решить проблему, если развить идею о грантах для определенной возрастной категории людей и сделать еще одну группу для промежуточного возраста", - говорит Кудрявцева. В частности, всех соискателей господдержки можно разделить на категории до 39 лет, 40?50 лет и от 50 и старше. При этом дополнительное бюджетное финансирование на такие гранты не потребуется, достаточно будет лишь скорректировать распределение денежных средств, уверена эксперт.
За чей счет банкет?Предложенный план восстановления экономики выглядит весьма привлекательно, полагает Мадина Азова, видимый долгосрочный эффект даст работа по развитию отечественного приборостроения, а также компенсация части расходов инвесторов на инфраструктуру R&D-центров и лабораторий на территории кампусов исследовательских университетов и научно-образовательных центров. Вместе с тем, по мнению эксперта, реализация поставленных задач потребует значительного объема финансирования и одних лишь средств федерального бюджета здесь будет недостаточно.
"Следует привлекать также региональные средства, инвесторов и софинансирование со стороны вузов и научных организаций, на базе которых будут выполняться исследования и создаваться центры", - уверена она.
На оснащение одного лабораторного центра генетических исследований на современном уровне требуется не менее 500 млн рублей, добавляет Азова.
При этом ученые сходятся в том, что рассчитывать на значительные инвестиции в наукоемкие проекты со стороны частного сектора в текущих условиях нецелесообразно: у бизнеса сейчас нет видимых стимулов для вложений в совместные разработки. "Основываясь на данных по объему и эффективности использования инвестиций коммерческих компаний в научные и внедренческие разработки в РФ до пандемии, можно быть уверенным, что рассчитывать на этот источник в кризисной ситуации нельзя", - считает ученый агробиотехнологического департамента Аграрно-технологического института РУДН профессор Александр Игнатов.
Этот тезис поддерживает и Дегтярева: "Проблема финансирования наукоемких проектов в России заключается в малой заинтересованности частного сектора в рискованных проектах. К тому же немаловажным фактором является полное отсутствие стимулов к инвестированию в НИОКР для частного капитала, из-за чего основным источником инвестирования инновационных проектов остается государство. Стандартный механизм финансирования инновационных разработок не работает, и вряд ли в ближайшее время что-то изменится".
Вместе с тем ученые не сбрасывают бизнес со счетов, а лишь акцентируют внимание на необходимости экономических стимулов со стороны государства. Ими, в частности, могли бы стать соответствующие налоговые и экономические льготы, изменение условий реализации льготной лизинговой программы обновления селекционной техники, а также решение спорных вопросов разделения прав на интеллектуальную собственность по ряду проектов.
Ирина Мандрыкина