На координационном совещании руководителей правоохранительных органов города Москвы выработаны дополнительные меры по обеспечению соблюдения конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве
28 июля 2016г. 19:00
27 июля 2016 года под председательством прокурора столицы Владимира Чурикова состоялось заседание координационного совещания руководителей правоохранительных органов города Москвы, на котором рассмотрено соблюдение правоохранительными органами конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве. В мероприятии приняли участие члены координационного совещания, представители аппаратов столичных ГУ МВД России и ГСУ СК России, заместители прокурора города, начальники управлений и отделов прокуратуры города, прокуроры административных округов, межрайонные прокуроры и прокуроры специализированных прокуратур столицы, начальники УВД по административным округам, начальник УВД на Московском метрополитене, начальник 4 управления МВД России, руководители СУ по административным округам ГСУ СК России по г. Москве, руководитель следственного отдела по расследованию преступлений на метрополитене, особо режимных объектах и в экологической сфере ГСУ СК России по г.Москве, начальники отделов по административным округам УФСБ России по г.Москве и Московской области. Открывая совещание, Владимир Чуриков отметил исключительную важность повестки дня. Вопросы, связанные с защитой гарантированных Конституцией РФ прав граждан в уголовном судопроизводстве, находятся в сфере особого внимания органов прокуратуры и органов предварительного расследования.Вместе с тем на данном направлении имеются проблемы, носящие системный характер. Количество выявляемых прокурорами нарушений законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства возрастает из года в год. Так, по итогам 6 месяцев 2016 года их количество превысило 211 тыс. (против 167 768 в аналогичном периоде прошлого года). Столичными прокурорами в органы предварительного расследования направлено более 7 тыс. требований об устранении нарушений закона, внесено более 3 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых 4171 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. В текущем году более 57 тыс. нарушений допущены сотрудниками правоохранительных органов при производстве следствия и дознания, остальные – при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях. Не единичны случаи принятия решений о возбуждении уголовного дела при отсутствии для того достаточных оснований ввиду неполноты доследственных проверок, неверного применения норм материального и процессуального права.Во многом подобное положение обусловлено нацеленностью органов расследования на формирование показателей без учета приоритетности соблюдения прав граждан, защиты их интересов.В рамках защиты прав граждан от необоснованного уголовного преследования за 6 месяцев 2016 года прокурорами отменено 403 постановления о возбуждении уголовного дела. Освобождено более 40 лицо, безосновательно задержанное по подозрению в совершении преступления. При снижении общего количества дел, оконченных производством, удельный вес расследованных в срок свыше установленного законом увеличился на 5%. Рост данного показателя отмечен практически по всем ведомствам. Нередко продление сроков обусловлено волокитой, непрофессиональным подходом к планированию работы по расследованию уголовного дела, ненадлежащим осуществлением ведомственного и процессуального контроля. Низкий уровень качества расследования, принятие правоохранительными органами незаконных и необоснованных решений по уголовным делам напрямую связаны с ущемлением прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве.Недостаточное внимание со стороны прокуроров и в рамках осуществления ведомственного контроля в истекшем году уделялось вопросам обеспечения конституционных гарантий потерпевших на доступ к правосудию, а также лиц, в отношении которых осуществлялось уголовное преследование, в особенности соблюдению их права на защиту и обоснованности привлечения к уголовной ответственности. Значительное количество уголовных дел приостанавливается, подавляющее большинство – в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. В дальнейшем по этим делам работа практически не ведется. В этой связи прокурорами ежегодно отменяются десятки тысяч незаконных постановлений о приостановлении предварительного расследования и их число не уменьшается. Многочисленные факты возвращения прокурорами уголовных дел следователям и дознавателям для дополнительного расследования свидетельствуют об отсутствии надлежащего ведомственного контроля со стороны руководителей следственных подразделений и органов дознания, которыми предоставленные законом полномочия по направлению хода расследования, возвращению уголовного дела с указаниями о производстве дополнительного расследования, в должной мере не реализуются.Доступ к правосудию в разумный срок существенно затрудняют нарушения, не выявленные прокурорами при осуществлении надзора за расследованием уголовных дел и повлекшие их возращение судом в порядке ст. 237 УПК РФ. Основными причинами направления судами уголовных дел для производства дополнительного расследования стали нарушения норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, в том числе права на защиту. Так, несмотря на направление прокурорами 998 уголовных дел в органы предварительного расследования для производства дополнительного расследования, 263 уголовных дела в текущем году возвращены судами прокурорам в порядке ст. 237 УПК РФ. Следует отметить, что прокуратурой города по каждому факту прекращения уголовного дела (уголовного преследования) по реабилитирующему основанию, вынесения оправдательного приговора, прекращения уголовного дела судом или возвращения судом уголовного дела прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ проводится служебная проверка.Участники координационного совещания активно обсуждали проблемы и недостатки на данном направлении деятельности, а также пути их разрешения.По итогам обсуждения принято совместное постановление, направленное на обеспечение соблюдения конституционных прав и свобод участников уголовного судопроизводства, дальнейшее совершенствование ведомственного процессуального контроля, прокурорского надзора, а также устранение недостатков и пробелов в работе.