Пожарная часть в Сокольниках обязана своему появлению Указу Александра I от 1804 года. Согласно этому историческому документу был утвержден порядок строительства в государстве пожарных каланчей. В августе 1863 года после долгих просьб москвичей, городская Дума разрешила строительство в Сокольниках пожарной каланчи. В течение 18 лет собирали средства на постройку среди жителей района Сокольники, и в итоге было собрано 20 тыс. рублей для ее строительства. На проект постройки каланчи был устроен конкурс, который выиграл архитектор М. К. Геппенер, проходивший учёбу в Германии. (Кстати, в стиле постройки, внимательный прохожий сможет усмотреть черты присущие немецкой архитектуре). В 1884 году строительство было завершено. На то время каланча в Сокольниках была самым высоким зданием в городе и второй смотровой башней в Москве. (Первая была на Сухаревской). С ее смотровой площадки каждый день дозорные наблюдали за районом, чтобы заблаговременно обнаруживать загорания и первыми прийти на помощь. В начале ХХ века в Москве уже началось многоэтажное строительство и появились телефоны, так что необходимость в дозорных отпала.
Во вновь созданной пожарной части числилось 40 служащих, на вооружении у них состояло 30 лошадей, рукавный возок, 2 бочки и прочие необходимые в нелегком пожарном деле приспособления. В дальнейшем, когда появились паровые машины, частью была приобретена 1 паровую машину типа «Густав Лист» мощностью прокачки воды в 40 литров в секунду, механическая лестница и другое техническое вооружение. На тот момент Сокольническая пожарная часть не была оборудована ни электричеством, ни телефоном, а отопление было печное. Лишь в 1909 году в здании было установлено центральное отопление. Спустя год провели и электричество, а затем и чудо современной технической мысли – телефон.
Пожарным Сокольнической части приходилось очень часто выезжать на пожары по 70 - 90 раз в год, и на всех пожарах часть работала хорошо, умело и бесстрашно. Об этом свидетельствует тот факт, что очень многие из пожарных Сокольнической части были награждены медалями за хорошую службу и за отличное в тушении пожаров. Так за один лишь 1909 год в Сокольнической части были награждены: пожарный Андрей Борисов награжден золотой медалью “За усердье” для ношения на шее на Анинной ленте. Пожарный Козьма Корисов награжденный серебряной медалью. Медалями были награждены и брандмейстер Комиссаров и его помощник Буриков, а так же машинист Яков Михайлович Белоусов и многие другие.
В 1926 году конные пожарные обозы были заменены пожарными машинами. В этой связи здание Сокольнической полицейской части было перестроено. В 1999 году здание было отреставрировано, но даже сейчас, поднимаясь на каланчу, можно увидеть легендарные красные кирпичи со штампами мануфактур, на которых они производились. С начала нового тысячелетия, после того, как пожарная охрана стала относиться к МЧС России, в этом здании также разместилось Управление по ВАО Главного управления МЧС России по г. Москве. А что же стало со старинной каланчей, используется ли она и по ныне? Да, используется, по своему второму предназначению - для сушки пожарных рукавов.
Сейчас на вооружении пожарно-спасательной части №12 в Сокольниках стоит 3 автоцистерны с современным оборудованием, предназначенным для ликвидации пожаров, спасения людей, проведения аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях и даже для спасения людей на водных объектах. Легендарная «Двенашка» является одной из самых старинных действующих частей столицы. Многие сотрудники этой части не раз отмечены государственными наградами. За долгие 135 лет своего существования произошло немало событий и изменений, но незыблемым остается отношение к своему делу тех, кто служит в этой пожарно-спасательной части, ведь пожарные 21 века, также как и пожарные 19 века, готовы всегда прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.