Любая сфера деятельности неразрывно связана с выдающимися личностями и знаковыми событиями, которые сопровождают их на протяжении всей истории существования, будь то один год или несколько столетий. Дабы увековечить память или оставить хоть какое-то воспоминание о днях минувших, человечество придумало возводить монументы, памятники, статуи, скульптуры. Говоря профессиональным языком градостроителей – малые архитектурные формы. На улицах, улочках, городских парках, - всегда можно наткнуться на легенду из прошлого. Все это история. Вернее, ее отголоски. Своя история есть и у огнеборцев Москвы. Воздвигнуты свои монументы и памятники, которые многое могут поведать, стоит только прислушаться.
Например, памятник пожарной машине. На сегодняшний день, таких постаментов в столице несколько. Но остановимся на двух. Один расположен на улице Вавилова, недалеко от дома 68. Это территория управления по Юго-западному административному округу Главного Управления МЧС России по г. Москве. Второй воздвигнут у Академии ГПС МЧС России, расположенной на улице Бориса Галушкина.
Любой обыватель скажет: «И что? Не такие уж редкая техника». А зря! У каждой пожарной машины своя история, свой боевой путь.
Итак: Вавилова, дом 68. Первые, послевоенные жилые застройки Москвы, были типовыми. Это были жилые дома от четырех до восьми этажей, и здания, в которых располагались государственные учреждения, например средние общеобразовательные школы, не выше пяти этажей. Поскольку, пожары случались всегда, укротителям огня требовались соответственные постройкам оборудование и спецтехника. Огнеборцам столицы в эпоху масштабной застройки и наполняемости города архитектурными конструкциями на помощь пришли инженеры. Первые инженерные расчёты показали, что для тушения пожаров в зданиях подобных высот, необходима 17 – метровая лестница. Для её транспортировки подошёл недорогой, бывший в массовом производстве грузовой автомобиль ГАЗ-51. По тем временам, простой и надёжный универсальный грузовик, с грузоподъемностью в 2.5 тонны. Основным исполнителем и поставщиком автоматических систем пожаротушения и автомобилей в Советском союзе выступал Новоторжский завод. Именно с его подмостков начали поставку в пожарные части "Газиков" с лестницами, получившими индекс по своей максимальной длине – АЛ-17. Для ее установки не пришлось вносить радикальных изменений в шасси грузовика, даже длина базы и заднего веса рамы остались стандартные. Лестница опиралась на шасси автомобиля как раз в районе заднего моста. Согласно техническим параметрам, лестница серии АЛ-17 поднималась от горизонтального положения на 80 градусов и поворачивалась вокруг своей оси на 360 градусов. В то время на долю нашего «Газика» выпало немало работы. По сей день данный вид техники задействован в боевых выездах пожарных расчётов. Но, за годы эксплуатации и развития современности, автомобиль претерпел значительные изменения и усовершенствования.
Настоящая пожарная машина, со сложным названием АЦП – 20 модель ПМГ 19 (ГАЗ 63), установлена на постаменте у фасада здания Академии ГПС МЧС России. Кстати, по неофициальным данным — это один их первых памятников пожарной техники на территории РФ. Открытие данного монумента состоялось в 65 годовщину Советской пожарной охраны, а именно 17 апреля 1983 года. В тот день торжественно открыли несколько объектов на территории Академии государственной противопожарной службы МЧС России. В их числе: новый учебный корпус, музей пожарной охраны и вышеуказанный монумент. Итак, пожарная автоцистерна АЦП - 20 серийно выпускалась на Варгашинском заводе противопожарного оборудования с 1963 по 1968 года. Данная автоцистерна на базе полноприводного грузовика ГАЗ-63 предназначалась для доставки к месту пожара боевого расчёта из 5 человек, а также пены и воды. При этом вместимость автомобиля была на тот период впечатляющей; её бак для пенообразования позволял вместить 50 литров, а ёмкость цистерны для воды вмещала 950 литров жидкости. Технические возможности автомобиля позволяли проходить ему в труднодоступных местах, поскольку изначально его конструировали для работы в сельской местности. Нередко, в районах с недостаточным водоснабжением, а также плохими и порой, отсутствующими дорогами, автоцистерну использовали в качестве банального «водовоза». Но этот факт нисколько не дискриминирует достоинств авто, ввиду технических характеристик, которыми наделен автомобиль. Например, кабина водителя закрытая и цельнометаллическая, ее вместимость рассчитана на два человека. Кабина боевого расчета и кузов имеют деревянные каркасы и облицованы листовой сталью. В кузове пять отсеков, в которых смонтированы полки и приспособления для крепления противопожарного оборудования, причем оборудование входит в комплектацию автоцистерны. В средней части шасси автоцистерны смонтирована стальная цистерна для воды, а над насосом — бак для пенообразователя. Насос расположен в заднем отсеке кузова и приводится в действие от двигателя автомобиля. Автоцистерна оборудована системой обогрева выхлопными газами кабины боевого расчета, воды в цистерне и насосного отсека и так далее, и тому подобное…
Сегодня, проходя по улицам родного города, вы всегда сможете увидеть частичку застывшей истории; на фасаде здания, вдоль дорожного камня тротуара и в обыкновенной технике…Особенно, если она окрашена в красный.