Прапорщик полиции в отставке Вадим КУЛАГИН, являющийся ветераном органов внутренних дел Москвы, — воин-интернационалист. Его во время прохождения срочной армейской службы, в третьей декаде декабря 1979 года, вместе с однополчанами-десантниками направили в продолжительную командировку «за речку» — на территорию Демократической Республики Афганистан (ДРА), где шла гражданская война.
Безусловно, боевой афганский период в биографии героя этой публикации — особая и, по большому счёту, определяющая веха в его судьбе.
После десятилетки — школа десанта
Вадим Кулагин родился 24 января 1960 года в городе Белогорске Амурской области. Так случилось, что он, дальневосточный уроженец, в 3-летнем возрасте остался без отца-лётчика — офицера Военно-Воздушных Сил. Капитан Рудольф Степанович Кулагин, который служил штурманом в дальней транспортной авиации ВВС, в 1963 году в составе выполнявшего очередное лётное задание экипажа «Ан-12» разбился при заходе на посадку на военный аэродром в Амурской области: в условиях плохой видимости самолёт врезался в сопку. После данной трагедии мама Маргарита Борисовна Кулагина, учитель биологии и химии, в том же году с детьми Вадимом и его старшим братом Борисом переехала в Ульяновск.
— Проживая в этом волжском городе, я в школьные годы увлекался спортом — футболом, волейболом, настольным теннисом и хоккеем, а ещё, как и все мальчишки в то время, азартно играл в войну, — вспоминает гость редакции столичного полицейского еженедельника. — Окончив десять классов, мечтал поступить в Ульяновское высшее военное командное училище связи. Увы, «срезался» на вступительных экзаменах. Зато началась моя трудовая деятельность: я устроился работать на трикотажную фабрику, был учеником электрика. В феврале 1978 года меня вызвали в Железнодорожный районный военкомат города и отправили на двухнедельное обучение в Ульяновский авиационный центр при ДОСААФ. Во время прохождения этих курсов совершил три прыжка с парашютом с самолёта «Ан-2». А вскоре, в апреле, был призван в ряды Советской Армии и попал в «учебку», в которой в течение шести месяцев освоил ратную профессию механика-водителя БМД — боевой машины десанта.
По прибытии осенью семьдесят восьмого к месту дальнейшей службы выпускник учебного подразделения был назначен на должность механика-водителя в 4-й роте 350-го полка 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, базировавшегося в городке Боровуха-1 Витебской области Белорусской ССР. Затем в роте являлся старшим механиком-водителем.
Границу пересекли по воздуху
В начале зимы полк подняли по тревоге, и 14 декабря 1979 года десантники и техника были доставлены тяжёлыми транспортными самолётами «Ил-76» в Ташкент, а на следующий день — на аэродром города Энгельса Саратовской области.
— В Энгельсе пробыли полторы недели, — произносит Вадим Рудольфович, — нас разместили в казарме. Техника осталась в самолётах, мы периодически подзаряжали аккумуляторы в БМД. 25 декабря прозвучала команда на вылет, и уже в воздухе офицеры нас известили, что летим в южную страну и там, возможно, примем участие в боевых действиях. На нашем «борту» были механики-водители, операторы-наводчики, несколько стрелков и три гусеничные боевые машины. Мы пересекли по воздуху, как позже узнали, советско-афганскую границу и приземлились на гражданском аэродроме столицы ДРА — города Кабула.
До этого другие подразделения 103-й ВДД захватили там плацдарм, взяв под контроль здание аэровокзала и прилегающую территорию. Из Энгельса Кулагин с однополчанами летели часов шесть, и после благополучной посадки самолёты не глушили моторы. Как только открывались рампы «бортов», техника без малейшего промедления выкатывалась на полосу и становилась в походную колонну в составе батальона.
— Уже стемнело — было около восьми вечера, — говорит Вадим Рудольфович. — Первое незабываемое впечатление: шарившие с горы по долине прожектора афганской зенитной батареи. Вдруг мы увидели мощную вспышку в горах и услышали сильное эхо от прогремевшего взрыва. В этот момент и осознали, что мы попали в реальную боевую обстановку. Позже нам сообщили, что при заходе на посадку разбился самолёт «Ил-76» с подразделением 350-го полка — это были его первые потери. Утром 26 декабря мы поблизости от
аэропорта разбили палаточный городок и начали было там понемногу обустраиваться. Ближе к вечеру 27 декабря все заняли места в боевых машинах, механики-водители запустили двигатели, а затем их заглушили. Так повторилось несколько раз, и было понятно, что техника вот-вот начнёт движение. Как известно, для 103-й дивизии первой боевой задачей оказалось проведение операции «Байкал-79» по захвату важных объектов в Кабуле. И когда, наконец, поступил приказ выдвигаться к ним, каждое подразделение выполняло свою задачу. Наш 2-й батальон блокировал афганский танковый полк и, сделав предупредительные выстрелы, не допустил выхода его техники из расположения формирования.
По словам Вадима Кулагина, со своих позиций десантники 4-й роты видели и слышали, как в стороне, на высоком холме, всё полыхало и громыхало — это шёл яростный штурм президентского дворца Хафизуллы Амина. В дальнейшем больше месяца батальон нёс службу рядом с аэропортом Кабула, охраняя штаб ВВС Афганистана... подробнее читайте в газете "Петровка, 38"
Александр ТАРАСОВ,
фото Николая ГОРБИКОВА
и из архива Вадима КУЛАГИНА