14 января на 95-м году жизни остановилось сердце известного журналиста и писателя, мастера слова, носившего неофициальный титул лучшего летописца МУРа за создание целого созвездия книг и статей о сыщиках, классного редактора, человека энциклопедических знаний, нашего друга и коллеги Эрика Соломоновича Котляра.
Не будет преувеличением сказать, что маститый девяносточетырёхлетний автор до последних дней жизни был на боевом журналистском посту — он и накануне своего ухода публиковал уникальные материалы в газетах, подумывал о новых книгах, а телевизионщики любили приглашать его в эфир, поскольку более квалифицированного комментатора работы правоохранительных органов найти было трудно. Случай уникальный: журналист и писатель даже в таком солидном возрасте оставался в строю, строил обширные планы на будущее. Светлая голова, феноменальная память, аналитический склад ума, умение точно и профессионально обрисовать суть событий, неугомонный характер, высокая гражданская позиция, обострённое чувство справедливости — это всё не для красного словца, это всё о нём. О человеке с огромным жизненным опытом, о ярком представителе того самого героического поколения, в жизнь которого вместился век жизни нашей страны, а он стал активным свидетелем основных её событий, запечатлевшим те события в своём творчестве.
Эрик Котляр родился в Москве 2 июля 1929 года. Жизнь начиналась непросто. Великая Отечественная война застала двенадцатилетнего Эрика в Артеке, с первых же дней гитлеровские самолёты бомбили Крым. С огромным трудом группе артековцев удалось вернуться в Москву, но враг уже бомбил и столицу. Самым первым творческим опытом пионера Котляра стало стихотворение, которое он посвятил ушедшему на фронт брату. Потом была эвакуация под Пермь, голодные и холодные годы вдали от дома, ему пришлось быстро взрослеть, терпеть невзгоды военного лихолетья. Когда враг был отогнан от Москвы, Эрик вернулся в родной город из эвакуации. Он рвался на фронт, но до призывного возраста ему было ещё далеко. Единственное, что ему удалось, — с большим трудом попасть на предмобилизационную военную подготовку во флотском резерве. Шесть месяцев в школе юнг, флотская форма, а к выпуску как раз и закончилась Великая Отечественная. В послевоенные годы были свои трудности, но целеустремлённый юноша сумел многое преодолеть, закончил институт и стал инженером-экономистом. Впоследствии обширные экономические знания помогут ему разбираться в самых запутанных криминальных сюжетах.
Довольно рано он осознал, что его призвание — творчество. В послевоенные годы он чуть не стал артистом — ему довелось поучиться в студии Московского художественного театра, и он даже начал сниматься в массовых сценах и в эпизодах в художественных фильмах. В его жизни был период, когда он работал импресарио у знаменитейших в ту пору артистов — у Мартинсона и Алейникова. Но особую привязанность он всегда испытывал к литературе. И именно это определило его дальнейшую творческую судьбу. В 1957 году он стал редактором издательства «Трудовые резервы», а в 1962-м был назначен заведующим редакцией в крупнейших издательствах «Профиздат» и «Высшая школа». Одновременно публиковался в газетах и журналах. И в конце концов писательство и журналистика взяли верх. О том, как он определился с главной темой творчества, посвящённой борьбе с преступностью, Эрик Котляр вспоминал:
— В суровое военное и послевоенное время слово «МУР» было культовым в подростковой среде и произносилось с особым пиететом. Эти подростковые впечатления во многом повлияли на мой тематический выбор литературно-журналистских симпатий... подробнее читайте в газете "Петровка, 38"
Александр Данилкин, фото автора и из архива редакции