В ходе личных встреч, а также совместных мероприятий Председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина и Президента Союза медицинского сообщества «Национальная Медицинская Палата» Леонида Рошаля была достигнута договоренность о создании временной межведомственной рабочей группы по вопросам подготовки предложений о внесении в УК РФ изменений, касающихся установления специальных норм ответственности медицинских работников за преступления по службе. Цель деятельности этой рабочей группы – совершенствование правоприменительной практики, которае позволит с одной стороны добиться исключения случаев необоснованного привлечения врачей к уголовной ответственности, с другой – более эффективно защищать права пациентов от возможных неквалифицированных действий медицинских работников.
12 июля в конференц-зале Союза медицинского сообщества «Национальная Медицинская Палата» состоялось очередное заседание этой рабочей группы.
Участники заседания выразили свою обеспокоенность ежегодным значительным увеличением количества обращений граждан в правоохранительные органы в связи с неудовлетворенностью оказанной медицинской помощью. Например, в 2016 году в следственные органы СК России поступило 4 947 сообщений о преступлениях, связанных с врачебными ошибками и ненадлежащим оказанием медицинской помощи, в 2017 г. – 6 050, или на 22,3% больше.
По результатам рассмотрения указанных сообщений в 2016 году следственными органами Следственного комитета было возбуждено 878 уголовных дел, а в 2017 году – 1791. Их полное, всестороннее и объективное расследование является одним из приоритетных направлений деятельности Следственного комитета.
Повышенное внимание преступлениям, связанным с дефектами оказания медицинской помощи, требует исключительно правильной уголовно-правовой квалификации содеянного.
Между тем в настоящее время такие деяния квалифицируются по разным ст. м УК РФ (ст. 109, 118, 238, 293 УК РФ), ни одна из которых не учитывает особенности профессиональной медицинской деятельности. При этом судебная практика также не имеет единообразия. Перед следователем постоянно возникает сложный выбор между несколькими нормами уголовного закона (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, неоказание помощи больному, причинение смерти по неосторожности), которые соответствовали бы совершенному деянию и наступившим последствиям.
В этой связи в Следственном комитете совместно с представителями «Национальной Медицинской Палаты» подготовлены предложения о внесении изменений в УК РФ. Законопроектом предусматривается внесение изменений и дополнений в Особенную часть УК РФ, направленных на совершенствование уголовного законодательства в виде введения специальной нормы, устанавливающей уголовную ответственность медицинских работников и исключающих возможность квалификации их действий по другим ст. м УК РФ, таких как - 109, 118, 238, 293.
Так, предлагается введение новых статей в УК РФ: Статья 124.1 Ненадлежащее оказание медицинской помощи (медицинской услуги). Статья 124.2 Сокрытие нарушения оказания медицинской помощи. Изложение в новой редакции ст. 235 УК РФ: Незаконное осуществление медицинской и (или) фармацевтической деятельности.
На заседании отмечено, что предлагаемые изменения в отличие от действующих норм УК РФ содержат указание на субъект преступления – медицинского работника, конкретизацию вида помощи – медицинскую, в том числе медицинских услуг, учитывает различные последствия, в связи с этим такая норма будет являться специальной по отношению к вышеуказанным общим нормам и, согласно правилам квалификации, исключит их применение к правонарушителям в сфере медицинской деятельности. Данные изменения позволят минимизировать ошибки правоприменения.
В результате обсуждения, которое носило конструктивный характер, законопроект в целом был поддержан как представителями Союза медицинского сообщества, так и членами межведомственной рабочей группы. Работа над законопроектом будет продолжена с учетом замечаний и предложений, высказанных на заседании.
Предложенные изменения позволят значительно минимизировать ошибки правоприменения, защитив таким образом как права пациентов, так и медицинских работников.