Историей поделилась, радиотелефонист отдельного поста 83 пожарно-спасательной части прапорщик внутренней службы Ирина Давыдкина. Ее дед Николай Дмитриевич Солодилов.
В 18 лет оторвала от сохи его война и провела через всю Курскую дугу, кидая в огненные водовороты.
Такое не забывается, поэтому часто снились фронтовику тревожные сны, в которых он вновь и вновь проходил маршрутами главных военных бросков под грохот и рёв артиллерии. Вот опять неистово стучит ключ, отбивая морзянку в телефонах. В телефонных трубках надрывно звучит командирский голос. Голоса эти отдавали приказы, за каждым из которых решающее сражение. А потом за адским звуком протяжным эхом разливается русское «Ура! Наша взяла»! «Победили» шепчет Николай Дмитриевич, и немного успокаивается, вспоминает Ирина.
Весной 1943 года из Липовского сельсовета призвали на фронт сразу человек 15 сверстников Николая Дмитриевича. С бодрым и воинственным настроением ехали ребята воевать! Из семьи Солодиловых шел тогда на войну только Николай, самый старший из пяти братьев.
После подготовки на радиотелеграфиста его направили в артиллерийскую часть. Планировалось танковая атака под Курском и готовились к ней бойцы, укрепляли обозначенные позиции.
5 июля 1943 года операция началась с мощной артподготовки, а затем произошло великое побоище, которое скорее всего было похоже на поединок моторов авиационных двигателей и систем оружия.
Для Николая Дмитриевича это было первое боевое крещение. Как ни на секунду не умолкали орудия, так и не смолкали сигналы и звуки, принимаемые и пересылаемые радиотелеграфистами. Рядом свистели пули, содрогалась земля, небо почернело от клубов дыма и огня. В военно-полевом блиндаже шла своя работа: данные с позиции команды все чётко принималось и переслалось - от этого тоже зависел исход битвы!
Несколько раз засыпало землёй - снаряды рвались совсем рядом! Но и в такие минуты бойцы думали ни о своей безопасности, а о спасении аппаратуры!
Так постепенно, своими мощными ударами отодвигали они врага к западным границам. Вскоре после Курской дуги остались позади и брянские леса, и широкие воды Днепра.
Дивизия, в которой воевал Николай Дмитриевич, была награждена Орденом красного знамени. Участвовала Николай Дмитриевич в освобождении Белоруссии и Польши.
Но яростные атаки и бомбардировки это ещё не самое страшное, как вспоминал ветеран. Когда наша дивизия освободила узников лагеря и мы увидели какие зверства чинили фашисты над людьми, мы закалённые в боях мужчины, плакали! И чтобы никогда больше не повторился этот ужас мы воевали не жалея своей жизни!
Николай Дмитриевич был участником и самого последнего удара, нанесённого военной машиной фашисткой Германии. Вокруг Берлина были созданы мощные защитные сооружения, путь к городу преграждали несколько полос обороны, минные поля. Особую надежду враг возлагал на «Зубы дракона», линии противотанковых укреплений. Подлетая к расположениям наших войск гитлеровцы сбрасывали с самолётов листовки. В них сообщалось: «От Берлина вы недалеко, но Берлин вам не видать! В Берлине 600000 домов, и каждый из них неприступная крепость, где вы найдёте свою могилу!» Но советских солдат этим было не запугать! Берлинская операция началась ночью 16 апреля. 140 мощных прожекторов пробили тьму и сразу ошеломили противника. Говорят, что немцы приняли их тогда за новое секретное оружие, а потом сразу пошли в атаку советские танки и пехота.
Николай Дмитриевич очень гордился тем, что стал очевидцем события, как на его глазах над рейхстагом развивалось красное знамя Победы.
После дня великой Победы прослужил Николай Солодилов в Германии ещё два года и три месяца, вернулся в родную деревню с орденами и медалями отечественной войны. Отучился на агронома в техникуме, так как еще со школы мечтал хлеб растить. Долгое время работал в колхозе агрономом и механизатором - механиком. Оставил сельскохозяйственное производство в 71 год, заслужив почет и уважение.