Прокуратура города провела проверку по обращению Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области в интересах двух несовершеннолетних детей, содержащихся в СРЦ «Алтуфьево» Департамента труда и социальной защиты г. Москвы.
Установлено, что в 2003 году в г. Иркутске 15-летний мальчик и 14-летняя девочка были поставлены на первичный учет и помещены под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании решения Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 24 декабря 2008 года жительница Москвы усыновила и удочерила подростков, и с января 2009 года брат с сестрой проживали в ее квартире на проезде Черского столицы.
Ввиду допущенных нарушений в процедуре усыновления, определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда в марте 2009 года решение суда об усыновлении и удочерении было отменено и в июле над несовершеннолетними установлена опека по месту их фактического проживания с опекуном.
Однако в ноябре 2014 года и в октябре 2015 года на основании личного заявления москвичка была освобождена от обязанностей опекуна.
В настоящее время несовершеннолетние уже более года находятся в СРЦ «Алтуфьево» Департамента труда и социальной защиты г. Москвы на полном государственном обеспечении.
Вместе с тем в соответствии со ст. 122 Семейного кодекса РФ орган опеки и попечительства в течение месяца со дня получения сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, обязан направить документированную информацию о таком ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ для учета в региональном банке данных, организации его устройства в семью граждан РФ на территории данного субъекта РФ и одновременного направления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
В нарушение требований закона органы опеки и попечительства района Алтуфьево г. Москвы, а также органы исполнительной власти столицы не исполнили свою обязанность по устройству подростков в организацию для детей-сирот, что повлекло нарушение их прав.
По результатам проверки руководителю Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы внесено представление.
Ход устранения нарушений контролируется прокуратурой города.