Пожарный 56 пожарно-спасательной части, Шашков Владислав, поделился историей своего прадедушки, настоящего героя Великой Отечественной войны, служившего в рядах МПВО.
Мусихин Владимир Борисович, родился 26 мая 1922 года в районе города Благовещенска Амурской области в вагоне военно-санитарного поезда № 315/Литер "С", который возглавлял его отец – врач Мусихин Борис Николаевич в период Гражданской войны. После окончания Гражданской войны в 1923 года семья Владимира Борисовича переехала жить в город Калугу, где он закончил школу и был призван в армию в ноябре 1940 года.
Начало войны он встретил на опорном пункте в районе станции Володарской железной дороги Ленинград - Ораниенбаум, где проходил срочную службу. 10 июля 1941 был прикомандирован в 40 Запасной Артполк, откуда его направили в 1-ое Артиллерийское училище в Ленинграде на ускоренное обучение. После окончания учебы принимал участие в обороне Ленинграда. С сентября 1941 года служил в составе 4-го Корпусного Тяжелого Артиллерийского полка, где держал воздушную оборону у станции Песочная.
Участвовал в оборонительных боях в районе Невской Дубровки, населенный пункт на правом берегу Невы, с которым связаны яркие страницы истории обороны легендарного Невского «пятачка», где получил тяжелое осколочное ранение затылочной области головы. После чего был отправлен в госпиталь, а затем эвакуирован в город Киров на лечение.
После излечения Владимир Борисович был направлен в резерв, а затем в 20-ую Армию Западного фронта, которая готовилась к предстоящим боям в рамках Ржевско - Сычевской наступательной операции (30 июля - 23 августа 1942 года). Оттуда был направлен на должность командира взвода в отдельную зенитно-артиллерийскую батарею, формирующуюся в составе 82-ой Краснознаменной Стрелковой дивизии. С этой батареей Владимир Борисович принял участие в Погорело - Городищенской операции. К концу августа 1942 года дивизия закрепилась на рубеже Вазузы в районе сёл Попсуево, Ежаково, Завидово. В районе Карманово взвод зенитчиков, которым командовал Владимир Борисович, сбивает вражеский самолет Юнкерс-88.
В мае 1943 года был зачислен в состав 245-го Отдельного Зенитно-Артиллерийского дивизиона ПВО РГК. Дивизион в это время дислоцировался в районе деревни Николо - Погорелое в 22 километрах от Сафонова Смоленской области на правом берегу реки Днепр, и обеспечивал противовоздушную оборону переправы через реку в районе автострады Москва – Минск. Огневые позиции располагались в районе деревень Нива, Бортенево и Ильино, недалеко от села Монастырщина.
В июле 1943 года дивизион вошел в состав 49 зенитной дивизии как 245-й зенитно-артиллерийский полк, который впоследствии был переименован в 2012 ЗенАП РГК. Полк получил боевой приказ - в составе дивизии прикрывать с воздуха боевые порядки наших войск, и в полном составе форсированным маршем выдвинулся в район сосредоточения наших войск под городом Дорогобужем. 5 августа в районе деревни Волочек в момент прорыва нашими войсками обороны противника батарея, в которой служил Владимир Борисович, сбила четыре вражеских самолета, за что ему была вручена медаль «За отвагу».
В записках Владимира Борисовича большой перечень населённых пунктов, где располагались огневые позиции полка и батареи, в которой он работал.
За мужество и отвагу в период боевых действий Мусихин В.Б. был представлен к награждению орденом Отечественной войны 1-й степени. В наградном листе на него написано: «В боях с немецкими захватчиками не раз проявлял личное мужество и отвагу. За время его командования огневым взводом прямой наводкой сбито ВОСЕМЬ фашистских стервятников, из них 3 Ю-87 сбито в последних боях 12 и 15 января 1944 года в районе города Витебска. Всего же батарея, в которой работал тов. Мусихин В.Б., за время отечественной войны сбила ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ вражеских самолетов».
Владимир Борисович вспоминает: "22 июля батарея получает приказ "оседлать" шоссе на северной окраине д. Зарубичи, так как ожидается танковая атака со стороны Гродно. Посланные командиром батареи на шоссе разведчики во главе с младшим лейтенантом Самсоновым еще не успели вернуться, как поступает новый приказ – "Занять огневую позицию в районе деревни Подлипки. Задача та же. Сроки сжатые". Батарея движется вперед на запад. Вот и Подлипки. Впереди в километрах трех-четырех горит железнодорожная станция Кузница. Справа в двух километрах лес. Батарея размещает орудия на восточной окраине деревни. Еще не успели закопать орудия, как налетели несколько «Фокке-вульфов», пытаясь разбомбить орудия. Расчеты сержантов Мальцева, Копосова, Фурсенко открыли огонь по самолетам. Сбросив несколько кассетных бомб и не причинив вреда, фашистские стервятники ушли восвояси".
Наступило утро 23 июля 1944 года. Вот как вспоминает этот день Мусихин В.Б.: «Семь танков противника вошли в деревню Подлипки, и неожиданно, как призраки, появились в утренней дымке перед орудием старшего сержанта Фурсенко И.С. Еще один танк и бронетранспортер выползли на орудие сержанта Мальцева В.И. Увидев перед собой танки, я отдал приказ Фурсенко уничтожить их последовательно – головной, замыкающий, чтобы затруднить танкам маневрирование и, тем самым, облегчить уничтожение других машин. Наводчик орудия – младший сержант С.М. Шкирин, не подвел, и пятью выстрелами было уничтожено четыре танка. Оставшиеся танки заметались в поисках стрелявшего орудия, но оно было хорошо замаскировано. Метким огнем был подбит один танк, другой повернул обратно, в поисках укрытия. Ему удалось спуститься в лощину и здесь, обнаружив орудие Фурсенко, открыть огонь по нему. Тяжело переваливаясь, танк двинулся на орудие. То ли сбилась наводка, то ли наводчик занервничал, но три снаряда, посланные в танк, прошли мимо, и танк продолжал двигаться. До орудия остается 80, 60, 50 метров… К танковому огню прибавился огонь пехоты, которая стала занимать близлежащие высотки. Наконец, снаряд попадает в лоб танка, но не пробивает лобовую броню. От удара танк разворачивается на 180 градусов, но продолжает двигаться на орудие задом. Еще снаряд – и танк задымил. Неподалеку отбивается от наседавших немцев орудийный расчет сержанта Копосова В.Ф. Горят фашистские танки, падают сраженные метким огнем вражеские солдаты. Но и у нас большие потери: убиты радиотелефонист А.Г. Петрова, разведчик Сысоев И.С., сержант Лаштабега П.Ф., ранены старший сержант Фурсенко И.С., Юденко Я.М., Архипов Д.В., Жарков А.Н., Фомин Н.А., наводчик Шкирин С.М., ефрейторы Калита Н.Ф., Пупак Н.П., шофер Климов А.В. Ранен командир огневого взвода старший лейтенант Строганов. Дважды ранен осколками в спину и я. А бой продолжается…
За проявленное мужество, отвагу и волю к победе почти все участники этого боя были удостоены правительственных наград, а командир орудия Фурсенко И.С., скончавшийся от ран в госпитале, был удостоен звания Герой Советского Союза. Командир батареи Мусихин В.Б. был награжден орденом Красного Знамени.
20 марта 1945 начинаются бои непосредственно за город Данциг. Из записей Мусихина: "Немцы сопротивляются вяло, сдаются в плен. Но препятствий для продвижения советских войск создают много – минируют дороги, съезды с них, тропинки, и устраивают волчьи ямы… 29 апреля захватили 5 пленных в районе железнодорожной станции Ной Плахт. Захватили не то слово, они сами вышли из леса на батарею и сложили оружие. Но, тем не менее, в этот день мы потеряли еще одного своего товарища – погиб командир приборного отделения сержант Павел Стрельцов. И снова идем дальше: 1-го мая батарея встречает в городе Миров, 2 и 3 мая ОП в районах Менсхов и станции Ганцлин, выходим ночью на северную окраину города Пархим, где натолкнулись на лагерь французских военнопленных, их немного – человек сорок. Утром, раздобыв где-то повозку и положив в нее свое нехитрое имущество, французы уехали домой. Полк стоял в Пархиме три-четыре дня. Осматривали город, встречались с англичанами и американцами. Интересно было наблюдать за немцами с их подобострастием и усердием в исполнении наших распоряжений. Седьмого мая батарея заняла последнюю в войне огневую позицию в 10 километрах юго-западнее Пархима. Здесь мы встретили день Победы, провели митинг по случаю окончания войны и произвели салют из наших орудий в честь нашей Победы.
16 мая 1945 года 2012 ордена Александра Невского Зенитно-Артиллерийский полк в полном составе начал марш на восток, домой.
За боевые заслуги, отвагу и мужество, проявленные в боях, Мусихин Владимир Борисович награжден орденами: Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями: "За отвагу", "За оборону Ленинграда", "За взятие Кенигсберга", "За освобождение Вашавы", "За взятие Берлина", "За победу на Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г.", а также польской медалью "Победа и Свобода".
Мусихин Владимир Борисович продолжил службу в Советской армии. Сначала в 65 Зенитно-Артиллерийской дивизии, которая вошла в 1945 году в состав, созданной на территории Польши дерективой Ставки Верховного Главнокомандования, Северной группы войск. Штаб СГВ размещался в городе Легница. Первым командующим СГВ был назначен Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский, до этого бывший командующим 2-м Белорусским фронтом.
Потом Мусихин В.Б. продолжил службу на разных должностях в артиллерийских частях в Приморье, на Дальнем Востоке и Забайкалье. Последнее место службы воинская часть № 54278 – одна из первых ракетных частей стратегического назначения. Приказом Главкома РВ № 01095 от 1 сентября 1962 года уволен в запас с правом ношения военной формы одежды. После увольнения в запас переехал жить в Москву, откуда родом его жена Мусихина Зоя Сергеевна. Много лет работал в одном из Научно-исследовательских институтов.
«Это был светлый и мужественный человек, надежный друг и замечательный отец. Мы -дети, внуки и правнуки, помним и будем помнить его, пока бьются наши сердца».