Прокуратура Москвы утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении 58-летнего теперь уже бывшего начальника Главного управления информационных технологий Федеральной таможенной службы РФ. Он обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия).
Установлено, что обвиняемый в период с декабря 2009 года по июнь 2013 года, умышленно использовал свои служебные полномочия вопреки интересам службы, что повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов ФТС России, общества и государства, а также наступление тяжких последствий.
Так, в 2009 году на обвиняемого в силу его служебных полномочий было возложено управление государственным контрактом, заключенным между ФТС России и коммерческой компанией на разработку и внедрение интегрированных компонентов единой автоматизированной информационной системы (ИК ЕАИС), автоматизирующих ключевые рабочие процессы таможенного дела на сумму более 13,2 млн долларов США. Он должен был осуществлять контроль за сроками исполнения контракта, качеством работ, а также за рациональном использованием бюджетных денежных средств.
Достоверно зная, что сроки исполнения контракта необоснованно затягиваются по вине исполнителя, а также о том, что в период исполнения контракта существенно изменились внешние условия для применения, произведенного в рамках данного контракта продукта и внедрения его в качестве основного в таможенной системе РФ, с целью исключения возможных поводов формирования у вышестоящего руководства негативного мнения о себе, недопущения негативной оценки своих профессиональных качеств, не желая в установленном законом порядке исполнять свои должностные обязанности, он не организовал и не осуществил как лично, так и через подчиненных сотрудников надлежащий контроль за исполнением контракта, проверку качества выполненных работ, не принял никаких мер к изменению условий контракта в части приведения его в соответствие с текущими изменениями в законодательстве РФ, не проинформировал об этом руководство ФТС России, не дал указание о применении штрафных санкций к исполнителю.
С целью сокрытия факта неэффективного расходования бюджетных средств и некачественного произведенного исполнителем контракта продукта, которые фактически невозможно использовать в нормальном рабочем режиме, обвиняемый, осознавая, что осуществление приемки неработоспособных ИК ЕАИС противоречит первоначальным целям и задачам государственного контракта, действуя из иной личной заинтересованности, 31 мая 2013 года заключил с исполнителем дополнение к государственному контракту, куда внес изменения, в том числе о том, что исполнитель не позднее июня 2013 года должен ввести разработанный программный продукт исключительно в опытную эксплуатацию ФТС России, что сделало невозможным его использование в масштабах таможенной системы РФ.
В дальнейшем, продолжая использовать свои служебные полномочия вопреки интересам службы, обвиняемый организовал приемку указанного программного обеспечения членами соответствующей комиссии, при этом компетентных специалистов ФТС России для надлежащей проверки работоспособности не привлек, предоставив возможность развертывания, проверки и подготовки объекта автоматизации к проведению опытной эксплуатации указанной системы самому исполнителю.
Затем, действуя без видимой служебной необходимости, вопреки интересам службы, осознавая, что осуществление приемки неработоспособных ИК ЕАИС может повлечь причинение существенного имущественного вреда, 28 июня 2013 года он утвердил акт сдачи-приемки выполненных технических услуг по государственному контракту, что позволило принять неработоспособное программное обеспечение, за разработку которого на расчетные счета исполнителя перечислена оплата в размере более 440 млн рублей.
Ранее приговором Тверского районного суда г. Москвы от 28 июля 2016 года он был осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ и ему назначено наказание в виде 4 лет 8 мес. лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти в течение 2 лет, и штрафом 500 тыс. рублей. Также он был лишен специального звания – генерал-лейтенант таможенной службы. В сентябре 2018 года он освобожден условно-досрочно на не отбытый срок 1 год 11 месяцев 4 дня.
Уголовное дело направлено для рассмотрения по существу в Дорогомиловский районный суд г. Москвы. Обвиняемому избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.