?Пандемия коронавируса привела к резкому падению объемов мировой торговли практически до уровня экономического кризиса 2008 года. Об этом сообщается в исследовании Агентства инноваций города Москвы, которое есть в распоряжении ТАСС.
По данным исследования, под влиянием пандемии объем мировой торговли в 2020 году может снизиться на 32%, что превысит падение, произошедшее после мирового экономического кризиса 2008-2009 годов. Обе рецессии значительно замедлили в целом положительные тренды развития мировой торговли. Глубина кризиса и скорость выхода из него будут зависеть от продолжительности вспышки COVID-19, возникновения новых волн и эффективности ответных мер. По данным Всемирной торговой организации, восстановление отрасли в случае реализации оптимистичного сценария произойдет в 2021 году.
Тренды развития сферы торговли в России схожи с мировыми: оборот розничной торговли в апреле 2020 года составил 76,6% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. В значительной степени пострадали малый и средний бизнес, выручка которых в мае 2020 года сократилась на 40-70% по сравнению с маем 2019 года. По мнению экспертов, больше всего в кризис пострадали даже не малые, а средние компании, которым не хватило активов (как крупному бизнесу) и гибкости (как малому бизнесу) для того, чтобы справиться с ситуацией.
Текущий кризис способствовал формированию особого формата потребления с точки зрения расходов, категорий покупаемых товаров, каналов продаж и стратегии покупок. Анализ особенностей распространения COVID-19 в разных странах показывает, что по мере роста количества заболевших и введения ограничительных мер покупательский спрос прошел шесть этапов трансформации.
С точки зрения товарных категорий в начале пандемии в большинстве стран вырос спрос на продукты длительного хранения (консервы, крупы) и товары, поддерживающие здоровье и высокий уровень личной гигиены (санитайзеры, антибактериальное мыло, медицинские маски). С введением режима самоизоляции начали расти продажи игр и спортивных товаров, позволяющих поддерживать физическую форму дома (тренажеры, коврики для йоги).
Отличительной характеристикой "кризисного потребления" стал почти двукратный рост количества покупок впрок, что стало серьезным вызовом для большинства ретейлеров. Если в 2019 году потребители чаще всего делали небольшие покупки на один день, то к июню 2020 года большая часть потребителей покупали товары на неделю или месяц. Сейчас ситуация в мире стабилизируется, происходит возвращение к привычной потребительской практике, однако в случае возникновения второй волны COVID-19, по оценкам экспертов агентства, все может повториться.