Сегодня на вооружении пожарно-спасательного гарнизона Москвы стоит новейшая пожарно-спасательная техника и технологии. В них реализованы новые способы пожаротушения и инновационные технические решения. Но так было не всегда. Более века на службе у профессиональной пожарной охраны Москвы стоял конный обоз. Благодаря страстному любителю пожарного дела Московскому
полицмейстеру Николаю Ильичу Огареву в столице были лучшие лошади. Сам Николай Ильич ездил по воронежским и тамбовским конным заводам, выбирал лошадей, приводил их в Москву и распределял по семнадцати пожарным частям. Подобно современной классификации пожарной техники, конный ход так же имел свою специфику и отличия. Каждая часть получала лошадей одной масти, по ней узнавали, какая часть мчится на пожар. Из трудов Владимира Гиляровского до нас дошло следующее описание: «Городская – белые без отметин, Тверская – все желто-пегие, Рогожская – вороно-пегие, Хамовническая – соловые с черными хвостами и огромными косматыми черными гривами, Сретенская – соловые с белыми хвостами и гривами, Пятницкая – вороные в белых чулках и с лысиной во весь лоб, Якиманская – серые в яблоках, Мясницкая – рыжие». Столичные пожарные гордились своими помощниками в борьбе с огненной стихией. Еще один интересный факт о пожарных конных обозах – среди животных не было двух одинаковых кличек, это было принципиально важно для того чтоб на месте пожара лошадь слушалась только своего кучера.
Датой появления первого пожарного автомобиля считается февраль1908 года, когда в журнале «Автомобилист» No 2 появилась короткая заметка, в которой говорилось, что «Заводом Густава Листа в Москве недавно изготовлен автомобиль, предназначенный для московской пожарной команды Мясницкой части».
«Главные технические данные следующие: мотор в 28 сил бензиновый четырёхцилиндровый; ширина колеи 1,5 метра. Наибольшая скорость на горизонтали 30–35 вёрст. На автомобиле помещаются 8 человек, включая брандмейстера и шофёра. Сверху помещается 12-аршинная французская лестница и две штурмовых 6-аршинных; под ними спасательный снаряд Кенига. Между сиденьями расположены: стендер, гидропульт, переходный кран, стволы. Сзади помещён каток с рукавами на 60 саж. на резиновом ходу, который легко может быть снят и доставлен на место одним человеком бегом. Под каждым сиденьем имеется по большому ящику для мелких принадлежностей, как-то: масок, лампочек Деви и пр.» журнал «Автомобилист, No 4, 1908 г. Вторая пожарная машина появилась в Москве также в 1908 году и встала на боевое дежурство в Пречистенскую часть. Машина эта была в своём роде уникальна. На шасси модели стандартного двухтонного грузовика
с двигателем мощностью 28–30 л.с. была установлена съёмная платформа с типичным пожарным оборудованием того времени. При необходимости автомобиль за считанные минуты превращался в грузовоз. Автомобиль был укомплектован трёхколенной лестницей, лестницей-полкой, двумя штурмовками со складными крюками и багром, также на автомобиле был закреплен «сигнальный колокол». Лишь в 1923 г. Московский совет принял решение о замене конного пожарного обоза в городских частях на автомобили. В том же году на вооружение к московским пожарным поступает 1 пожарный насос и 1 механическая лестница. В 1925 году крупный заказ на поставку автомобильного пожарного обоза для Московской пожарной охраны отправляется немецкой фирме «Магирус». В мае 1926 года в боевой расчет введен пожарный обоз, включивший в себя 10 автонасосов «Магирус» и 3 механические авто-лестницы «Мерседес-Даймлер».
Первый отечественный пожарный автомобиль был собран в 1926 году на ленинградском заводе АМО ф-15. В 1932 году построили более совершенную модель пожарной машины, которая уже более похожа на современные пожарные машины. В 1936 году, Московский завод пожарных машин начал выпуск автоцистерн ПМЗ-2 на шасси грузовика ЗИС-5. Объем цистерны составлял 1500 литров и перевозил боевой расчет из шести человек, часть из которых ехали на лавке за кабиной.
В 1957 году на вооружение к пожарным поступила пожарная автомашина ПМГ-36, выпущенная на Грабовском заводе. Этот автомобиль стал одним из первых типов автоцистерн известных как ГАЗ-51А. На смену старичку ПМГ-36 пришла еще одна популярная автоцистерна советских времен – АЦП-20 (63) 19М на базе ГАЗ-63.
Только в 1969 году с конвейера сошла легендарная автоцистерна АЦ-40(130) модель 63Б на базе грузовика ЗИЛ-130, ставшая самым узнаваемым автомобилем советской пожарной охраны. Пожарные цистерны АЦ-40(130) модели 63 выпускались на протяжении 45 лет, а общий объем выпуска составил более 3 миллионов единиц.
На смену ветеранам пожарных автомобилей пришли современные пожарно-спасательные автомобили. По основным видам выполняемых работ пожарные автомобили подразделяются на основные и специальные. В свою очередь основные также имеют свою градацию: основные, целевого применения и специальные. Основные пожарные автомобили – предназначены для доставки личного состава, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения. Сюда относится та техника, которая предназначена для тушения пожаров на объектах городов и в жилом секторе.
Ярким примером пожарной техники целевого применения можно назвать пожарный аэродромный автомобиль. Сюда же включены автомобили пенного, порошкового, комбинированного и газового тушения. Также в строю пожарной охраны несут службу автомобили, на которые возложена задача обеспечения специальных работ на пожаре. Это автомобили дымоудаления, базы газодымозащитной службы, автолестницы и коленчатые подъемники, а также автомобили освещения и связи также относятся к целевому применению и т.д. Еще пожарные автомобили различаются по проходимости и климатическому исполнению.
Во все времена пожарная охрана России славилась своими помощниками в борьбе с огненной стихией. Современные Российские пожарные машины – повод для гордости, но ничуть не меньше восторга вызывали пожарные конницы. Сегодня столичные пожарные бережно относятся к памяти своих «боевых ветеранов», порой даже находя возможность вернуть технике былой шарм и привлекательность.