Беспилотные системы двух типов отечественного производства поступили в МЧС России. Одна из систем - беспилотное воздушное судно вертолетного типа «Supercam X6M2», установленное на базе автомобиля повышенной проходимости "Форд Транзит", стоит на вооружении Главного управления МЧС России по г. Москве с июня текущего года.
Новый беспилотник предназначен для выполнения задач, связанных с аэрофотографированием и аэросъёмкой местности, проведением наблюдательных и патрульных полётов, мониторинга окружающей среды и различных ситуаций. Данная система оснащена фото- и видео съемкой, с помощью которой осуществляется мониторинг местности, поиск потерявшихся в лесных массивах.
«На квадрокоптере установлен тепловизор. Так, например, в случае пожара на больших объектах, беспилотник нового типа поможет обнаружить очаг пожара и передать данные быстрее, а главное - безопаснее, чем руководитель пожаротушения, работающий на месте со звеном. Это позволит не подвергать риску личный состав и сократить время на разведку и обнаружение очага пожара. Также, на квадрокоптере отдельно присутствует фотокамера для картографии», - пояснил инженер группы беспилотных летательных аппаратов (БЛА) специализированной пожарно-спасательной части № 51 Артем Клопов.
Одно из существенных отличий «Supercam X6M2» от своих предшественников заключается в том, что он развивает скорость до 50 километров в час, а максимальная дальность полета составляет около 10 километров при условии того, что наземные станции управления находятся на открытой территории. Кроме того, повышен температурный диапазон работы суперкама - от - 40 до + 40 градусов. Это позволит совершать полеты не только в летнее время, но и зимнее. Его предшественники применяются при температуре от -10 до + 30 градусов.
Данный комплекс собирается в течение 15 минут и управляется двумя сотрудниками, но для его бесперебойной работы требуется постоянный ток. Один человек выполняет роль наблюдателя, второй - роль пилота. Наблюдатель осуществляет координацию взлета и посадки, дает команду «стоп», если заканчивается заряд аккумулятора, следит за работой системы. Пилот же не видит, что именно происходит с самим устройством, так как он находится и управляет наземной станцией управления внутри самого автомобиля, и видит, что происходит только с камеры квадрокоптера. Все данные передаются на экран, который находится в наземной станции управления, дальнейшая передача информации происходит с помощью радиосвязи. В случае обнаружения пожара или иного происшествия, сведения, в первую очередь, направляются в ЦППС – Центральный пункт пожарной связи.
Новый квадрокоптер может находиться в воздухе до 50 минут, облетев территорию в радиусе 10 километров, что значительно облегчает работу для пилотов и наблюдателей. Задав определенный маршрут, он будет выполнять свои функции при единичном запуске, но если сигнал с устройством потерян или прерван, то после 30 секунд ожидания беспилотник автоматически возвращается на базу.
Если же квадрокоптер остановился и не вернулся на базу, при помощи фиксирования точки геолокации наблюдатель с пилотом направляются к месту на самом автомобиле, откуда велось управление воздушным средством.
Воздушное судно может подниматься на высоту до 2 километров, но для выполнения задач в структуре МЧС стоят ограничения до 50 метров, чтобы не мешать другим воздушным суднам.