Куда звонить и как правильно вызывать пожарных, если вдруг случилась беда? Зачастую люди теряются в чрезвычайной ситуации, а промедление грозит последствиями.
Как и кем обрабатываются звонки, как скоро высылаются пожарные расчеты к месту ЧС, правильные, а главное быстрые действия гражданами в случае пожара - актуальные темы для обсуждения с журналистами, которые были обсуждены в рамках пресс-ланча.
С диспетчером центрального пожарного пункта связи (ЦППС) Зеленоградского гарнизона Еленой Лясниковой встретился корреспондент газеты «Сорок один» Светлана Ваваева.
24 часа в сутки диспетчеры принимают сообщения из Центра управления кризисных ситуаций (ЦУКС). Именно туда поступает информация службы «01».
Елена рассказала, что профессия диспетчера имеет свои особенности, которые нужно учитывать. Эта работа имеет строгий график. Заступая на дежурство, уже не получится отлучиться по своим делам или уйти пораньше. Нужно понимать, что важно быть на боевом посту, поскольку в любой момент может произойти чрезвычайная ситуация, а диспетчер тот человек, который первым узнает о ней и помогает скоординировать дальнейшие действия.
Работа подразумевает слаженные действия всей команды, в которой от каждого много что зависит. И диспетчер также является членом этой команды. Реалии таковы, что профессия относится к виду деятельности, требующей постоянного собранности, готовности в любую минуту быстро принять решение, а также поддержать того, кто находится на том конце провода.
Елена отметила, что на территории Зеленограда располагается 6 пожарно-спасательных подразделений, которые в круглосуточном режиме находятся на страже безопасности жителей.
Очень часто диспетчеры остаются в стороне, так сказать незамеченными, ведь по факту к месту чрезвычайной ситуации приезжают пожарные. Однако можно с уверенностью сказать, что профессия диспетчера на пункте связи части занимает центральное место в пожарной службе. Именно к этому сотруднику приходит первая информация о происшествиях. От качества отработки принятых вызовов, подготовленности сотрудника к стрессовым ситуациям зависит работа на месте происшествия. Помимо работы с населением, диспетчер «сопровождает» пожарных до окончания происшествия.
В чем заключается сложность работы? И с чем приходится сталкиваться на дежурных сменах?
Рабочие будни диспетчера проходят в небольшом помещении центрального пункта пожарной связи. Сюда поступает информация о пожарах, ДТП и других чрезвычайных ситуациях со всего города. Именно в этой маленькой комнате ведётся невидимая работа по спасению жизней.
Кстати, все диспетчеры в нашем подразделении – представительницы прекрасного пола.
У диспетчера должно быть «четыре уха, восемь рук» потому что нужно принять информацию из ЦУКС, продублировать в подразделения, передать руководству, в управу, записать в журнал и внести в программу. В эти моменты необходима полная концентрация. Женщины более собраны, внимательны.
Работа диспетчера пожарной охраны только на первый взгляд кажется монотонной и совсем несложной, не требующей специальных навыков. Это сложная и напряженная работа. Ведь от нашей оперативности, от быстроты реагирования зависят судьбы людей и во многом исход пожара. Сложность еще в том, что дежурства у нас суточные, сутки через трое. В девять утра заступаем и на следующее утро нас меняет другая смена. И быть собранным и четко мыслить в любое время суток - непростая задача! Когда выходишь на работу, сразу переключаешься только на нее. Понимаешь, что это большая ответственность, от тебя зависят жизни людей. Диспетчер не только принимает звонки. Он уточняет информацию - что и где горит, есть ли угроза людям, и исходя из полученных сведений, формирует и передаёт решение о количестве высылаемой техники и пожарных. Кроме того, диспетчер связывается с полицией, скорой и другими службами. К людской беде невозможно привыкнуть и каждый раз переживаешь за погорельцев и за пожарных.
В свое время Елена работала на пятидневке. Но в силу обстоятельств решила искать посменную работу. Так оказалась в пожарной охране, трудится здесь уже около 18 лет. «График работы – сутки через трое. Удобно!»- с улыбкой поделилась диспетчер.
Наши пожарные выезжают еще и в соседние районы?
Достаточно часто наши огнеборцы помогают коллегам из Московской области. Всего посменно в пожарных частях Зеленоградского округа принимают информацию о возгораниях 33 диспетчера. Но если вдруг помощь требуется нашим соседям из Подмосковья или других округов Москвы, мы делаем высылку наших подразделений.
Как происходит процесс принятия сообщения и приезд пожарных?
К примеру, жители позвонили и рассказали о задымлении в соседней квартире. Диспетчер высылает расчет. Пожарные проверяют связь с диспетчером, выезжают и сообщают о задержках в пути, о прибытии на место, информируют о каждом своем движении. К счастью, чаще всего оказывается, что в квартире процесс приготовления пищи.
По регламенту огнеборцы должны доехать до места в течение 10 минут. Задержки в пути могут быть из-за пробок – к сожалению, автомобилисты не всегда пропускают пожарные машины даже с включенным проблесковым маячком. А если площадки для спецтехники заняты припаркованными машинами, приступить к тушению могут не сразу приходится преодолевать некоторое расстояние пешком.
Зачастую жители помогают и даже передвигают легковушки вручную, бывали и такие случаи.
Какими знаниями и навыками должен обладать диспетчер?
Что касается знаний, которые потребуются для выполнения этой работы, то они должны распространяться на область техники, с которой предстоит работать. Это средства связи, персональный компьютер, район выезда. Все это нужно знать досконально. Диспетчеру необходимо уметь действовать быстро, обладать хорошей памятью и реакцией.
От скорости реагирования диспетчера зависят жизнь и спасение людей. Конечно, диспетчер должен знать наименование техники, которая выезжают на пожары, как она действует и в каких случаях необходима. Доскональных знаний технических аспектов никто не требует от этого работника, но иметь общее представление об этих нюансах он должен. Это облегчит работу и ему самому, и придаст уверенности в сложных ситуациях.
Бывает, что за смену не поступило ни одного сообщения о пожаре?
Да, крайне редко, бывает такое, но у меня такого не случалось.