Мошенничество — особый вид преступлений в криминальном мире. Построенные на тонком расчёте и знании человеческой психологии, эти правонарушения ежедневно совершаются в огромном количестве. Зачастую потерпевший лишь спустя некоторое время осознаёт, что стал жертвой жуликов, и обращается за помощью в полицию. Злоумышленники, в совершенстве владеющие искусством убеждения, обманывают доверчивых граждан, чаще всего используя интернет и телефонную связь.
В 2023 году значительные усилия сотрудников органов внутренних дел были сосредоточены на борьбе с дистанционными хищениями, проведении профилактических мероприятий и повышении правовой грамотности граждан.
Самым распространённым способом выманивания денег у населения, как и прежде, остаётся телефонное мошенничество. Преступники часто обзванивают своих жертв от имени следователей, участковых уполномоченных полиции, сотрудников ГИБДД. Убеждают поучаствовать в «операции государственной важности», угрожают причинением физического вреда, завладением жилплощадью, рассказывают, что близкий человек попал в беду, и для того чтобы всё уладить, требуется вознаграждение, пугают кредитом и советуют перевести все денежные средства на «безопасный счёт».
Одной из актуальных схем в конце уходящего года стало обращение к абонентам операторов сотовой связи с сообщением о том, что договор обслуживания сим-карты заканчивается и необходимо срочно его продлить, иначе телефон не будет работать. Жулики старались убедить пользователя в том, что с номера телефона была подана заявка на смену оператора, и чтобы этого не произошло, необходимо установить другой пароль в личном кабинете. Цель таких звонков — получение личных данных пользователей сервиса «Госуслуги», банковских мобильных приложений и так далее.
Иногда мошенники звонят через мессенджер, установив на аватарке логотип правоохранительных органов или крупной коммерческой организации, и в ходе диалога просят включить трансляцию экрана, чтобы видеть одноразовые пароли, которые приходят жертве.
В преддверии праздников кибермошенники обманывают граждан путём рассылки поддельных писем и уведомлений от служб доставки, пугают возвращением товара в пункт отправки, тем самым вынуждая перейти по отправленной ссылке, которая, естественно, является вредоносной и предоставляет злоумышленникам доступ к персональным данным.
Не стоит верить и в рекламные акции, в ходе которых жертве преподносят подарок и просят всего лишь поставить подпись в подтверждение получения. Спустя какое-то время человеку приходит счёт на оплату дорогого товара, которого он и в глаза не видел.
Совершая покупки через телеграм-каналы, также надо быть очень осторожным. Привлекая клиентов при помощи низкой цены и большого ассортимента, жулики требуют внести стопроцентную предоплату и после этого растворяются на просторах сети.
Пожилые люди и некоторые другие категории граждан, которые чаще всего страдают от действий киберпреступников, могут поверить незнакомцам, представляющимся сотрудниками социальных служб и обещающим подготовить документы для выплаты «пособия». Надо только срочно сообщить данные банковской карты, потому что срок зачисления денег подходит к концу.
Чтобы не стать жертвой мошенников, важно помнить, что в любой ситуации, связанной с финансовыми операциями, не стоит принимать поспешных решений. Если речь идёт о покупке через интернет, важно изучить нормативно-правовые документы компании, ознакомиться с отзывами реальных людей.
Никогда не сообщайте персональные данные посторонним, кем бы они не представлялись.
Не переходите по ссылкам из сообщений и не открывайте подозрительные приложения — они могут стать источником утечки конфиденциальной информации и нанести значимый ущерб вашему кошельку.
В любой ситуации, которая кажется вам подозрительной, не стесняйтесь обращаться за помощью к сотрудникам полиции — в дежурную часть или участковому уполномоченному полиции.
Будьте бдительны, не дайте мошенникам ни единого шанса обмануть вас!
Лилия Абдуллина, газета "Петровка, 38"