В рамках Года пожарной охраны сотрудникам 3 регионального отдела надзорной деятельности и профилактической работы посчастливилось познакомиться с замечательной девочкой Александрой – внучкой российского офицера, знаменитого летчика Владимира Константиновича Коккинаки
Эта история, сохранившаяся в ее памяти с дедушкиных рассказов о молодых ребятах и девчонках 14 лет - юных патриотах «пожарной команды», которая участвовала в боевых действиях по охране Москвы от налетов вражеской авиации в 1941 году и не дала врагу превратить в пепел наш любимый город.
Мне 10 лет. И о многих вещах стала задумываться только сейчас. Подросла, наверное – так считает мама.
…Эта зима, зима 2016 года, началась очень рано. Здорово же! Санки-снеговики-лыжи. Но… Слова учительницы на уроке: «В 1941 году мощный снегопад тоже обрушился на Москву, на Красную площадь в ночь на 7-е ноября, и войска уходили на фронт прямо с парада по свежевыпавшему глубокому снегу». Солдаты уходили на фронт. Но сам город оставался и жил, боролся. Как и чем он жил?
А дальше – экскурсия в школьном музее. Санитарная сумка, пилотка, осколки снарядов, солдатский котелок, пожелтевшие страницы газеты «Вечерняя Москва», ни на один день не прервавшая свои выпуски и помогавшая москвичам знать, что Москва не сдается.
Но что это? При чем тут серая мешковинная куртка с широким брезентовым ремнем? Пожарная каска, зачем-то выкрашена в зеленый цвет?
Ответ все в той же старой газете. Героиня короткой заметки школьница Мария Скворцова, тушившая зажигательные бомбы во время бомбежки. В другой ст. читаем, как боец добровольной молодежной пожарной роты В.А. Фомушкин награжден орденом «Знак Почета» за героизм, проявленный в бою: он был отброшен взрывной волной, но нашел в себе силы вновь броситься в горящее здание и вытащить оттуда человека.
Молодежной? Но война, борьба с огнем – это и так дело для молодых взрослых мужчин. Я это знаю точно – я дочь, внучка и даже сестра российских офицеров.
А с фотографии смотрят юные лица – пожарная команда жилого дома. Невозможно смотреть без содрогания – четыре девочки, мои ровесницы, ну почти ровесницы, им не больше 14 лет, стоят в строю с противогазами на боку, получают инструктаж, который проводит старенький дедушка с огромной седой бородой и массой орденов и медалей еще Первой мировой.
В зале Героики пожарно-технической выставки на улице Дурова хранятся фотографии тех лет. Вот бойцы домовой пожарной команды дома №2 Островского переулка Вася Зуев и Олег Челноков. С выцветшей фотографии на нас смотрят улыбающиеся мальчишки тоже лет четырнадцати, в больших пожарных брезентовых рукавица, с баграми в руках. Да, такие точно брезентовые прожженные краги хранятся в нашем школьном музее. Странно, а раньше я и не задумывалась – ну лежат старые варежки, ну пользовались ими пожарные когда-то. А сейчас эти события начинают наполняться эмоциями - запах дыма, вой вражеских самолетов, прожектора в ночном небе. И – мои ровесники.
Еще фото. Тут уже точно мальчики и девочки моих лет. Они во дворе насыпают песок в бочку.
А на этой фотографии – щипцами хватают что-то искрящееся, а женщина, явно учительница по виду, в очках, беретике, явно руководит этим процессом.
Как в кинохронике – черно-белые кадры. Были бы цветными – лица ребят – как у нас в классе. Только серьезнее. И в руках огнетушители и противогазы.
Кто эти люди? Начинаем искать. Оказывается, когда фашисты в 1941 году решили сжечь Москву с помощью зажигательных бомб, измотать ее жителей авианалетами каждую ночь, был создан комсомольско-молодежный противопожарный полк. Туда и вошли эти отважные подростки, школьники, в том числе и очень много девочек. Чем они могли помочь на пожаре? А не допустить его! Это гораздо эффективнее – тем более, что Москва тогда была иной, больше половины ее зданий были если не совсем деревянными, то с деревянными перекрытиями и крышами. Ребята – школьники, девушки-комсомолки – дежурили на чердаках и крышах во время бомбежек и тушение зажигательных бомб. Между бомбежками они должны были подготавливать инвентарь: брезентовые рукавицы, щипцы, ящики с песком, лопаты, бочки с водой. Также проводились работы по побелке чердаков раствором извести, что в некоторой степени повышало уровень пожароустойчивости деревянных конструкций. Ребята проводили работу с населением по действиям в случае пожара. Помогали штатным пожарным командам при ликвидации пожаров после бомбежки. Их вклад в Победу и оборону Москвы переоценить трудно, это действительно героические страницы.
Исследователь истории пожарного дела П.С. Савельев в своей книге «Противопожарный щит Москвы» подтвердил эту информацию: «…были призваны учащиеся старших классов, студенты… Штаб разработал специальную программу подготовки бойцов, в которой упор делался на отработку сугубо практических навыков – приемов тушения зажигательных бомб, использования пожарного вооружения». Он пишет: Документальные факты участия подростков в боевых действиях по охране города от налетов вражеской авиации и возникающих при этом пожаров приводит П.С.Савельев: «четырнадцатилетний Толя Ординарцев спас от пожара ремесленное училище № 36; бесстрашно тушили зажигательные бомбы Боря Тихомиров и Володя Колосков; пятнадцатилетний Женя Нефедов спас от огня свой дом, потушив в сложных условиях несколько зажигательных бомб».
Все это нашло свое отражение и в искусстве, причем не только в послевоенном, а именно «по горячим следам». Странно, что сейчас эти строки мало кто помнит. И даже когда говорят о том, что и школьникам в военной Москве пришлось разделить со взрослыми заботы – помнят о том, как помогали ухаживать за ранеными, писали под диктовку письма. Проводили концерты. Помнят, как стояли у станков. А о школьниках-пожарных как-то забылось… Может, потому, что кажется совсем нереальным? Вот представляю себя… сапоги точно по моему размеру б не нашлись. В музее дали примерить куртку-боевку, каску, краги, затянули широким ремнем с кобурой для пожарного топора, вложили в руки огромный брандспойт – он намного длиннее и тяжелее современного пожарного ствола.
И снова фотохроника: девушки на крыше библиотеки имени Ленина . А это же совсем недалеко от нашего района. И им тоже или не досталось сапог, или они были слишком велики: боевка, каска и юбка с туфельками. А смогла бы я?
Но, похоже, мои сверстники тех лет воспринимали ситуацию проще, естественнее. В 1941 году поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач написал стихотворение «Юный патриот», посвященное подросткам-пожарным (опубликовано в сборнике «Избранное» 1950-го года, который тоже есть в музее нашей школы – раритет!):
Руки смуглые в царапинах,
Непокорный взбит вихор,
На плечах тужурка папина,
Строг и важен разговор…
Да, фугаска – штука страшная!
Зажигалка- ерунда!
Я их в ночь позавчерашнюю
Все засыпал без труда.
«он» штук пять у нас их выкинул –
Над подъездом и вот тут.
Мы их с Колькою Чумикиным
Загасили в пять минут!
О них и песни пели. Знаете, песни и люди живут, пока их помнят! Давайте споем вместе:
Полуночная мгла над столицей легла,
В небе зоркие шарят лучи...
Город спит, но не спят сотни смелых ребят –
Москвичи, москвичи, москвичи.
Материал подготовили: воспитанница 4 класса школы № 2101 «Филевского образовательного центра» Александра Коккинаки и инспектор 3 РОНПР Управления по ЗАО Главного управления МЧС России по г. Москве Ирина Федорова
Управление по ЗАО ГУ МЧС России по г. Москве