С древнейших времен огонь безжалостно уничтожал все, что вставало на его пути, ставя под угрозу жизни людей и их имущество. Важным вопросом в борьбе с огненной стихией всегда было не только умение потушить пожар, но и, в первую очередь, не допустить его возникновения: научить, объяснить и предупредить.
Первым шагом на пути становления пожарного надзора в РФ стало принятие Декрета «Об организации государственных мер борьбы с огнем» от 17 апреля 1918 года, которым установлена необходимость планомерного проведения противопожарных мероприятий.
А уже в 1927 году вышло Постановление ВЦИК СНК РСФРС (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Совета Народных Комиссаров) о создании государственного пожарного надзора, призванного осуществлять контроль состояния пожарной безопасности во всех коммунальных, ведомственных и общественных организациях.
За 90 лет пожарный надзор претерпел множественные изменения. Был в составе НКВД, затем подчинялся МВД, а с 2001 года пожарная охрана, в том числе ГПН, вошли в систему МЧС России.
Но именно в 1927 году впервые законодательно были утверждены функции пожарного надзора, ставшие фундаментальными и основополагающими, что в свою очередь прочертило линию развития на долгие годы. При этом, с продвижением вперед науки и технологий, в рамках дальнейшего развития правового государства, основанного на принципах справедливости, соблюдения прав и интересов всех субъектов, в деятельности органов Государственного пожарного надзора также были поставлены новые приоритеты, такие как: использование потенциала профилактической работы, использование риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении надзора.
Государственный пожарный надзор РФ – на сегодняшний день представляет собой мощную и результативную систему предупреждения и профилактики пожаров, а также осуществления государственного надзора в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций. История развития и становления госпожнадзора - это сотник тысяч не допущенных пожаров и десятки тысяч сохраненных человеческих жизней.
Наделение органов ГПН дополнительными надзорными функциями (надзор в области ГО и ЧС) обусловлено требованиями проводимой административной реформы и еще раз подчеркивает значимость и профессионализм инспекторского состава органов государственного пожарного надзора.
Ежедневная работа, проводимая сотрудниками Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве позволила добиться значительных результатов в области профилактики и предупреждения возгораний, существенно снизив количество жертв и объем материальных потерь в результате пожаров и чрезвычайных ситуаций.