В прокуратуре столицы под председательством первого заместителя прокурора города Москвы Олега Камшилова состоялось заседание коллегии, на котором обсуждено состоянии законности и прокурорского надзора за исполнением органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних законодательства, направленного на защиту детей, находящихся в социально опасном положении, а также на предупреждение преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении них.
В работе совещания приняли участие: члены коллегии прокуратуры г. Москвы, начальники структурных подразделений аппарата прокуратуры города и их заместители, прокуроры административных округов, межрайонные прокуроры, прокуроры специализированных прокуратур столицы.
В ходе обсуждения отмечена положительная тенденция снижения подростковой преступности на 11,4% (с 595 до 527 преступлений) за 8 месяцев текущего года. Однако особую озабоченность вызывает увеличение на 38% числа совершенных несовершеннолетними тяжких преступлений (со 134 до 185), в том числе хищений из жилищ (с 6 до 30), убийств (с 1 до 4), грабежей (с 58 до 78).
Почти в два раза (с 2194 до 1209) уменьшилось количество преступлений, совершенных в отношении детей, из них наибольшую часть составляют преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности (176 преступлений), в том числе при использовании информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
За 8 месяцев 2016 года в отношении несовершеннолетних совершено 488 преступлений против собственности, что составляет 40,3% от общего числа зарегистрированных в отношении них преступлений.
Результаты проведенных проверок свидетельствуют о наличии нарушений в деятельности органов системы профилактики. Так, в 2015 году прокурорами их выявлено 3398 (АППГ – 2842), в первом полугодии 2016 года – 2700 (АППГ – 1880). В целях их предотвращения в 2015 году прокурорами внесено 839 представлений (АППГ – 703), за 6 месяцев 2016 года – 495.
Вместе с тем делать вывод об эффективности принимаемых мер, своевременном устранении нарушений законов и обстоятельств, им способствующих, поднадзорными органами системы профилактики преждевременно.
Актуальной остается проблема суицидов (попыток суицидов) несовершеннолетних и розыска без вести пропавших детей, а также своевременное выявление органами системы профилактики, в первую очередь образовательными и медицинскими организациями, подростков, имеющих склонности к суицидальному поведению и самовольному уходу из семьи и учреждений интернатного типа.
Результаты проверки деятельности подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по г. Москве, а также анализ работы других служб органов внутренних дел в указанной сфере свидетельствуют о неэффективности профилактической работы, проводимой с несовершеннолетними и семьями указанной категории.
Кроме этого, обращает на себя внимание тот факт, что правоохранительными органами г. Москвы недостаточно используются полномочия по установлению и привлечению к уголовной ответственности по ст. 150 УК РФ лиц, вовлекших несовершеннолетних в преступную деятельность (количество таких преступлений сократилось с 19 до 13). Правоприменительная практика привлечения к уголовной ответственности взрослых лиц за склонение подростков к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в г. Москве единична.
Следователями несвоевременно уведомляются территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДНиЗП), подразделения и отделы по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и образовательные организации о возбуждении уголовных дел в отношении несовершеннолетних. Представления в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ вносятся по окончании предварительного расследования и, как правило, только в органы внутренних дел. Это не позволяет органам системы профилактики своевременно принимать комплексные меры по устранению обстоятельств, способствовавших совершению несовершеннолетним общественно опасных деяний.
Наибольшее количество нарушений (в первом полугодии 2016 года – 1729) прокурорами выявлено именно в территориальных органах внутренних дел, которыми систематически допускается необоснованное снятие несовершеннолетних с профилактического учета, непроведение обследований их жилищно-бытовых условий, а также не собираются необходимые характеризующие материалы.
Также в ходе проверки выявлены нарушения в деятельности КДНиЗП. Зачастую их работа сводится к формальному контролированию планов, разработанных государственными учреждениями, осуществляющими социальное сопровождение несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении.
По результатам обсуждения выработаны дополнительные меры, направленные на обеспечение комплексного подхода к повышению эффективности прокурорского надзора за деятельностью субъектов системы профилактики г. Москвы по предупреждению безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних.