Кузьминская межрайонная прокуратура по обращению матери двоих несовершеннолетних детей провела проверку соблюдения их прав при расходовании средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.
Установлено, что в 2011 году в связи с рождением второго ребенка жительнице Рязанского района г. Москвы был выдан сертификат на материнский (семейный) капитал. Ранее, в 2007 году ее супругом был заключен кредитный договор с банком в целях приобретения двухкомнатной квартиры на улице Васильцовский стан. После получения сертификата женщина обратилась в отделение Пенсионного фонда РФ и получила согласие на использование средств материнского (семейного) капитала для погашения основного долга и уплату процентов по кредитному договору супруга. При этом отцом детей было представлено нотариально удостоверенное обязательство о том, что он обязуется оформить жилое помещение в общую собственность лица, получившего сертификат, супруга и детей с определением долей по соглашению сторон, в течение 6 месяцев после снятия обременения с жилого помещения. Денежные средства были перечислены на расчетный счет банка.
В дальнейшем долг по кредитному договору был погашен и в 2014 году единоличным собственником двухкомнатной квартиры стал отец детей. В нарушение законодательства о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в установленный 6-месячный срок после снятия обременения с жилого помещения отец не оформил квартиру в общую с детьми долевую собственность, не выполнил тем самым условия распоряжения средствами материнского (семейного) капитала и нарушил жилищные права несовершеннолетних детей.
Более того, в кратчайший срок после получения свидетельства о регистрации права собственности на двухкомнатную квартиру, отец детей, с согласия супруги, продал указанную квартиру своему родственнику – дедушке несовершеннолетних. Учитывая, что несовершеннолетним должны были быть выделены доли в праве собственности на жилое помещение, отчуждение указанной квартиры по договору купли-продажи могло быть осуществлено только с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.
В связи с выявленными нарушениями Кузьминский межрайонный прокурор направил в суд исковое заявление в интересах несовершеннолетних детей к нарушившим их права отцу и дедушке о признании договора купли-продажи квартиры недействительным, применении последствий недействительности сделки и обязании отца выделить детям доли в праве собственности. Учитывая, что мать детей дала письменное согласие на продажу квартиры, приобретенной за счет средств материнского (семейного) капитала, а также имеет право на выделение доли в указанном жилом помещении, она привлечена в качестве третьего лица.
Ход рассмотрения искового заявления поставлен прокуратурой на контроль.