НовостиСледственный комитет

«Федеральное агентство новостей» Замначальника московского Следкома Сергей Ярош: Вор должен сидеть в тюрьме

15 января 2021г. 09:41

15 января — особенный день для сотрудников Следственного комитета России. Ровно 10 лет назад вступил в силу федеральный закон «О Следственном комитете РФ». Он предполагал, что функционирование СКР вне системы прокуратуры создаст необходимые условия для более эффективной работы. Идея была не нова: отделить следственное ведомство от других государственных структур решил еще Петр I.

О том, как в современных реалиях работают следователи столичного СК, с какими трудностями им приходится сталкиваться и какая на данный момент криминогенная обстановка в Москве, в эксклюзивном интервью ФАН рассказал заместитель руководителя Главного следственного управления Следственного комитета РФ по городу Москве полковник юстиции Сергей Ярош.

— Сергей Михайлович, прежде чем мы перейдем к делам насущным, расскажите, как вам пришла в голову идея стать следователем?

— Наверное, это тот случай, когда детские мечты сбываются (улыбается). Хотите верьте, хотите нет, я с юного возраста увлекался чтением детективов. Скажу честно — меня завораживало, как литературные персонажи мастерски распутывали сложные дела. Со временем интерес перерос в желание связать свою жизнь с этой непростой, но очень важной профессией.

— И вы пошли учиться?

— Да. Без раздумий поступил в Московский институт прокуратуры, а после его окончания был распределен в Головинскую межрайонную прокуратуру столицы.

— Вы на государственной службе более 15 лет. Что со временем поменялось? Работать стало легче или труднее?

— Бурное развитие технического прогресса влияет как на характер совершаемых преступлений, так и на методы их расследования. Вы же понимаете, еще лет 15 назад смартфоны были новинкой, а сегодня любой школьник иногда ориентируется в Сети лучше, чем взрослые. Что, безусловно, при необдуманном использовании влечет за собой опасные последствия. У нас уделяется большое внимание профилактике преступлений в отношении несовершеннолетних через Интернет. Наши сотрудники регулярно проводят уроки безопасности для школьников.

— Совершенствуются, наверное, не только преступники? Ваше ведомство наверняка не стоит на месте в плане технического оснащения?

— Естественно. У нас постоянно модернизируется криминалистическое оборудование. Если сравнить набор криминалиста, с которым следователь выезжает на место преступления, моих студенческих времен с нынешним — разница колоссальная! Все новшества требуют от сотрудников постоянного повышения уровня своей квалификации. Кроме того, сотрудники регулярно изучают и внедряют новые методики и тактики расследования.

— А какие еще произошли перемены?

— Со времени образования структуры Следственного комитета увеличилось количество составов преступлений нашей подследственности, поэтому очень важным является систематическое совершенствование собственных юридических знаний.

— Как вы оцениваете текущую криминогенную обстановку в городе?

— Отвечу цитатой легендарного персонажа культового советского фильма: «Правопорядок определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать». Безусловно, столичная специфика накладывает свой отпечаток на работу наших сотрудников. Зачастую преступления, совершенные в Москве, очень часто вызывают большой общественный резонанс. Они попадают в топ федеральных СМИ. Их обсуждают граждане как в разговорах между собой, так и в популярных социальных сетях.

И я, и сотрудники управления понимают всю полноту ответственности. Не будет преувеличением, если скажу, что для людей, которые здесь служат, нет такого понятия, как праздник или выходной. Они часто работают в прямом смысле ночами, чтобы раскрыть преступление. Весь смысл их тяжелой работы можно резюмировать одной фразой Глеба Жеглова: «Вор должен сидеть в тюрьме!»

— Сколько ваши подчиненные расследовали уголовных дел за это время?

— С 2011 года столичными следователями окончено производство по более чем 27,5 тысячам уголовных дел по более чем 41 тысяче преступлений. Итоги этого года окончательно еще не подведены, однако за 11 месяцев окончено расследование по 2758 уголовным делам по 3703 преступлениям.

— Сергей Михайлович, как ваше ведомство борется с коррупцией?

— Данное направление для нас всегда было и остается одним из приоритетных. Большинство уголовных дел связаны с преступлениями о даче и получении взятки, а также о злоупотреблении должностными полномочиями.

Только за 9 месяцев 2020 года столичными следователями были направлены в суд 282 уголовных дела данной категории. Предусмотренных ст. УК РФ «Получение взятки» — 74 дела. Статьей УК РФ «Дача взятки» — 136 уголовных дел. Предусмотренных ст. УК РФ «Посредничество во взяточничестве» — 12 дел.

Например, недавно мы завершили расследование уголовного дела по факту покушения на мошенничество в особо крупном размере. По нему проходят бывший замначальника ОМВД России по району Дорогомилово города Москвы — начальник полиции и его заместитель. Осенью 2019 года они хотели склонить адвоката, в отношении которого проводилась процессуальная проверка, к даче взятки. За 7 млн рублей должностные лица обещали адвокату повлиять на результаты проверки и решить вопрос о непривлечении его к уголовной ответственности.

— Они не выполнили своего обещания?

— Высокопоставленные офицеры даже не имели возможности повлиять на процесс проведения проверки. Они просто хотели обмануть адвоката, получить деньги двумя равными частями и присвоить себе. В декабре уголовное дело в отношении фигурантов было направлено в суд с утвержденным прокуратурой обвинительным заключением.

Не так давно завершено расследование уголовного дела, возбужденного еще в 2011 году в отношении Евгения Кучера. Мужчина обвиняется в превышении должностных полномочий. Кучер, занимая на момент совершения преступления должность начальника оперативно-розыскной части по налоговым преступлениям УВД по ЮЗАО города Москвы, на протяжении 2009–2010 годов пытался улучшить свои показатели работы и, естественно, своего подразделения. Он, кстати, длительное время скрывался от следствия после возбуждении дела.

— Каким образом улучшить? Повысить профессиональное мастерство — свое и подчиненных?

— Вовсе нет! Вместе с двумя оперативниками они находили граждан из социально неблагополучной категории населения. Платили им небольшую сумму, за которую потерпевшие были согласны получить судимость за преступления, которых не совершали. Потом они фальсифицировали материалы доследственной проверки и направляли их в орган полиции. Там на основании этих материалов возбуждались уголовные дела на потерпевших по ст. м УК о налоговых и других преступлениях экономической направленности.

— Даже не верится, что находились люди, готовые за деньги получать судимость!

— Дело в том, что потерпевших банально запугивали, оказывали на них психологическое воздействие. Пока Кучера не привлекли к уголовной ответственности, потерпевшие не заявляли о своей непричастности к преступлениям, за которые они были осуждены. Действиям его подчиненных ранее уже дана правовая оценка — один из них осужден столичным судом. Самого Кучера задержали в феврале 2020 года. В настоящее время дело в отношении бывшего полицейского также направлено в суд.

— Как обстоят дела с невыплатой заработной платы в столичном регионе, на какую сумму ликвидировали задолженность?

— Эта проблема стоит на особом контроле у руководства управления. По данному вопросу мы осуществляем взаимодействие с органами прокуратуры и Государственной инспекцией труда в городе Москве. Регулярно проводим личные приемы граждан и оперативно выявляем, а также реагируем на проблемные вопросы.

— Успешно?

— Всего 2020 году с помощью мер, принятых столичными следователями в ходе расследования уголовных дел, удалось добиться выплат работникам на сумму более 1,6 млрд рублей. Деятельность по оказанию реальной помощи пострадавшим трудящимся в решении вопросов защиты их прав и интересов в Москве является для нас важной задачей.

— Как ведется работа по раскрытию преступлений прошлых лет?

— За последние два года наблюдается тенденция, направленная на повышение уровня раскрытия уголовных дел прошлых лет. По состоянию на конец декабря 2020 года, следователями столичного управления окончено 327 уголовных дел данной категории, а это более чем на 100% выше, чем в предыдущий период (162 дела).

В качестве примера приведу уголовное дело, по которому недавно суд вынес обвинительный приговор. Так, в производстве отдела по расследованию особо важных дел СУ по ЦАО ГСУ СК России по Москве находилось уголовное дело, возбужденное еще в июле 2007 года. Тогда еще прокуратурой Зеленоградского административного округа города Москвы. Поводом для возбуждения послужил факт расстрела на Крюковской площади в Зеленограде предпринимателя и его телохранителя. Преступление долго оставалось нераскрытым.

— Почему?

— Здесь много объективных причин. Но работа по делу велась постоянно. Была создана следственно-оперативная группа. Благодаря качественно проделанной работе был собран необходимый объем информации, позволивший установить личность убийцы. Им оказался 55-летний Василий Буханков.

В ходе расследования установлена причастность фигуранта к другому убийству в Солнечногорске. Он расстрелял вблизи автомойки автомобиль Porsche Cayenne, в котором по ошибке находился сотрудник мойки, а не предполагаемая жертва.

— Получается, что Буханков был наемным киллером?

— Следователи установили, что фигурант был приближен к одной из московских ОПГ и совершил указанные убийства в их интересах. Московским городским судом в сентябре 2020 года на основании вердикта присяжных мужчина приговорен к пожизненному лишению свободы.

— Сергей Михайлович, я хотел бы задать вам вопрос, который волнует практически каждого жителя нашей страны. Преступления против половой неприкосновенности детей — в чем сложность и трудности при расследовании подобных дел?

— Тактика расследования преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних является одной из самых сложных и многоуровневых. Наиболее трудной стадией расследования является допрос потерпевшего. Именно информация, озвученная ребенком, может стать важнейшим источником доказательств.

— Это же сложнейшая процедура!

— Да. При допросе несовершеннолетних потерпевших необходимо учитывать влияние на них таких факторов, как возраст, индивидуально-психологические особенности ребенка, условия его воспитания и прочие. Для обеспечения прав и интересов детей к допросу необходимо привлекать социальных педагогов, психологов и законных представителей. Они обязаны способствовать не только положительному результату расследования, но и последующей реабилитации ребенка.

— А как должен вести себя следователь?

— Он должен справиться с труднейшей задачей. Во время допроса выстроить такую линию общения с ребенком, чтобы при выявлении и последующем раскрытии факта насилия потерпевшему не наносился моральный вред. Благодаря различным методическим материалам, разработанным Следственным комитетом, а также повышению профессиональных навыков в данной области из года в год наблюдается улучшение качества расследования подобных дел.

— Бывает так, что черту переступают и сами несовершеннолетние. Какая ведется работа в этом направлении?

— Проблема преступности среди несовершеннолетних всегда актуальна и достаточно специфична, поскольку касается судеб подрастающего поколения. От сегодняшних результатов разрешения данной проблемы зависит многое в будущем. В этой связи Главным управлением совместно с другими государственными структурами и учреждениями, общественными организациями на постоянной основе проводятся профилактические мероприятия. Они направлены на снижение уровня преступности среди несовершеннолетних. И это работает. В этом году, по сравнению с предыдущим, общего количества совершенных подростками преступлений, подследственных Следственному комитету, стало меньше.

— Но, как я понимаю, еще есть над чем работать?

— Конечно. Мы и дальше будем направлять наши усилия на выявление причин и условий, способствующих преступлениям среди несовершеннолетних. В будущем году наша работа будет продолжена и направлена на улучшение криминогенной обстановки в столице среди несовершеннолетних.

— Сергей Михайлович, у вас интересная, но в то же время трудная и ответственная работа. Как вы снимаете напряжение и остаетесь в хорошей физической форме?

— В этом вопросе у меня никаких секретов от окружающих нет! С детства люблю заниматься спортом. Особенно нравятся зимние виды. Когда появляется время, катаемся вместе с семьей на лыжах. Также люблю читать классическую литературу. Считаю, что она хорошо помогает снять рабочее напряжение.

— Вам хотелось бы, чтобы ваши дети пошли по вашим стопам?

— Для меня это сложный вопрос. Бывает так, что я об этом подумаю и сам не нахожу на него ответа. Но считаю, что каждый должен выбрать профессию сам. Заниматься тем, что ему по душе. Мы с женой стараемся не навязывать детям свое мнение. Считаем, что они сами определят свою судьбу, без нашего вмешательства. Если же они решат последовать моему примеру, то я, конечно, буду только рад!

— В 2021 году СК России отмечает круглую дату — 10 лет со дня создания. Дайте несколько советов начинающим следователям!

— Служба в Следственном комитете — это служба людям, служба нашей стране. Без понимания этого работа следователя никогда не будет эффективной. Выше я перечислил, что необходимо для профессионального роста в современных условиях. Повышение квалификации и совершенствование технических компетенций — все это, безусловно, важно. Но самое главное — это стремление следователя к установлению объективной истины, искреннее желание защитить права потерпевших и найти виновных. Нет и не может быть равнодушия! Мы работаем с людьми, и умение выслушать человека, уделить ему внимание — важная составляющая нашей деятельности.

https://riafan.ru/1369127-zamnachalnika-moskovskogo-sledkoma-sergei-yarosh-vor-dolzhen-sidet-v-tyurme

Источник: http://sledcomrf.ru/news/462642-federalnoe-agentstvo-novostey-zamnachalnika-moskovskogo-sledkoma-sergey-yarosh-vor-doljen.html