НовостиПрокуратура г.Москва

На координационном совещании руководителей правоохранительных органов города Москвы обсуждено состояние работы по противодействию преступлениям небольшой и средней тяжести

4 апреля 2017г. 18:00

Сегодня, 4 апреля 2017 года под председательством прокурора столицы Владимира Чурикова состоялось заседание координационного совещания руководителей правоохранительных органов города Москвы, на котором обсуждены результаты работы по профилактике, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений небольшой и средней тяжести.

В мероприятии приняли участие члены координационного совещания, заместители прокурора города, начальники управлений и отделов прокуратуры города, прокуроры административных округов, межрайонные прокуроры и прокуроры специализированных прокуратур столицы, начальники УВД по административным округам, а также руководители следственных управлений по административным округам ГСУ СК России по г.Москве.

Справочно: в соответствии со ст. 15 УК РФ преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное законом, не превышает трех лет лишения свободы. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает три года лишения свободы.

Открывая заседание, Владимир Чуриков отметил, что преступления небольшой и средней тяжести составляют не менее 75,5% от общего массива зарегистрированных преступлений. «При кажущейся незначительности это – огромный пласт преступности», - сказал прокурор. Более половины потерпевших от таких преступлений составляют наиболее социально уязвимые группы населения: женщины, безработные, граждане пожилого возраста, несовершеннолетние, инвалиды.

Так, на территории города Москвы в 2016 году зарегистрировано 69 148 преступлений небольшой тяжести и 62 076 – средней тяжести. Как правило, это кражи, грабежи, мошенничества без отягчающих обстоятельств, угоны автотранспортных средств, побои, умышленное причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью, хулиганство, угроза убийством, хищение паспортов, использование заведомо поддельных документов, организация незаконной миграции, и другие.

По итогам истекшего года отмечено снижение (на 14,4%) числа преступлений, совершенных в жилом секторе, преступлений, направленных против жизни и здоровья граждан, в том числе совершенных на бытовой почве.

В то же время, правоохранительными органами раскрывается только каждое третье преступление небольшой тяжести и каждого шестое – средней тяжести, что обусловлено смещением приоритетов в сторону раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений. Между тем, противодействие такого рода преступлениям имеет и профилактическое значение, так как привлечение виновных к ответственности предупреждает совершение ими более тяжких деяний.

Почти 70% нераскрытых преступлений составляют кражи, мошенничества, грабежи и хищения паспортов, расследование которых не представляет повышенной сложности. Нераскрытыми остаются преступления, совершенные в условиях неочевидности (в удаленных местах от скопления граждан, в отсутствие следов на месте преступления, без свидетелей, в том числе путем хищения денежных средств с банковских карт с использованием современных телекоммуникационных систем и технологий). Производство по 74% уголовных дел о таких преступлениях приостановлено в связи с не установлением лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности.

Сформировалась практика осуществления работы по раскрытию преступлений небольшой и средней тяжести службами участковых уполномоченных, а не оперативными подразделениями, что исключает возможность проведения каких-либо оперативно-розыскных мероприятий.

Так, основная масса таких преступлений раскрыта службами участковых уполномоченных, тогда как сотрудниками оперативных подразделений в среднем раскрыто менее четверти преступлений.

Недостаточен контроль со стороны руководителей территориальных отделов полиции за деятельностью следственно-оперативных групп, в связи с чем упускается реальная возможность раскрытия преступления по «горячим следам».

Зачастую еще на стадии регистрации и разрешения сообщений о преступлениях допускаются такие просчеты, вследствие которых утрачиваются средства доказывания причастности виновных лиц.

Несмотря на наличие очевидных признаков уголовно наказуемого деяния, повода и оснований для начала процедуры уголовного преследования, допускаются многочисленные факты незаконного отказа в возбуждении уголовного дела. При этом качество проведения доследственных проверок находится на неудовлетворительном уровне, поскольку мероприятия, направленные на фиксацию имеющихся доказательств совершения преступления, не выполняются либо проводятся формально. Продолжают иметь место случаи, когда органами дознания в течение всего срока производства по уголовному делу не принимаются меры к изобличению виновных и их уголовному преследованию даже при наличии сведений о причастности к совершению преступления конкретных лиц.

Кроме того, в целях улучшения показателей уголовно-правовой статистики по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений дознавателями нередко занижается квалификация совершенного преступного деяния, что в дальнейшем может привести к необоснованному прекращению уголовных дел в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности и ограничению прав граждан на доступ к правосудию.

В 2016 году столичными прокурорами по уголовным делам, расследуемым органами дознания и предварительного следствия ГУ МВД России по г. Москве, выявлено более 54 тыс. нарушений, внесено более 35 тыс. актов прокурорского реагирования): 2, 6 тыс. представлений, 2,4 тыс. требований, 4 тыс. указаний.

Вместе с тем прокурорами нередко акты реагирования вносятся по фактам допущенных нарушений, меры упреждающего характера не принимаются, вследствие чего ими реальное влияние на дальнейший ход расследования не оказывается.

Участники координационного совещания обсуждали проблемы и недостатки на данном направлении деятельности, пути их разрешения. Особое внимание уделено недопустимости формального отношения должностных лиц к исполнению своих обязанностей, созданию видимости работы, и пресечению таких фактов путем привлечения виновных как к дисциплинарной, так и к уголовной ответственности.

По итогам обсуждения принято совместное постановление.

Фото пресс-службы прокуратуры г.Москвы.

Источник: http://procrf.ru/news/518565-na-koordinatsionnom-soveschanii-rukovoditeley-pravoohranitelnyih-organov-goroda-moskvyi-obsujdeno-sostoyanie.html